Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) как-то сказала, что в детстве ее не пустили бы работать за буфетной стойкой Вулвортса, но родители продолжали говорить ей, что она может стать президентом. Расизм и сегрегация господствовали на юге США, где ей суждено было вырасти, но дома у Райс преобладала вера в американский миф.
Учись в школе, упорно трудись, верь в Бога и, конечно, ты - маленькая чернокожая девочка из Бирмингема, штат Алабама, - однажды сможешь попасть в Белый дом. Можно только представить себе, как взревели бы от смеха белокожие одноклассники Кондолизы Райс, если бы услышали об этих напутствиях.
Как говорится в старой поговорке, смеется тот, кто смеется последним. Внезапно о той самой маленькой чернокожей девочке заговорили - без какой бы то ни было иронии - как о серьезном претенденте на пост вице-президента от республиканской партии в 2004 году и как о секретном оружии Буша, которое может быть им использовано в ходе предстоящих президентских выборов. C точки зрения стратегии и PR, это великолепная идея, которая объясняет, почему вокруг персоны Кондолизы Райс поднялся шум, напоминающий концерт армии сверчков в жаркую летнюю ночь.
"Выдвижение в качестве кандидата на пост вице-президента первой афроамериканской женщины, без сомнения, может стать историческим событием", - считает Мэри Вильсон (Marie Wilson), основатель группе, лоббирующей продвижение женщины в Белый дом к 2008 году. Она вспоминает о провале кандидатуры республиканки Элизабет Доул (Elizabeth Dole), баллотировавшейся на пост президента в 2000 году и сумевшей "привлечь на свою сторону голоса женщин, несогласных с ее политикой".
Таковы реальные аргументы в пользу выдвижения Райс на пост вице-президента США в 2004 году. Принимая во внимание то обстоятельство, что вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) не будет выставлять свою кандидатуру на второй срок в виду плохого здоровья (у него хронические проблемы с сердцем), белокожий кандидат-толстосум рядом с Джорджем Бушем будет выглядеть, как минимум, бледно. А вот номинация на эту должность нынешнего советника президента США по вопросам национальной безопасности, одного из наиболее выдающихся воинствующих стратегов в войне США против терроризма, начатой после 11 сентября, может принести совсем другие результаты.
Она может стать первой афроамериканкой и всего лишь второй женщиной в истории США (после Джеральдин Ферраро, номинировавшейся на этот пост в 1984 году), претендующей на столь высокую должность. А перед шумной рекламой, которую дуэт может получить в ходе предвыборной гонки, вряд ли смогут устоять влиятельные лица, определяющие выбор кандидатов на высокие посты, чья работа состоит как раз в использовании подобных возможностей. Есть еще перспектива отобрать тысячи голосов женщин и чернокожих избирателей у демократов, не говоря уже о возможности нанести им поражение на их же собственном поле. В течение долгого времени считалось аксиомой, что первой женщиной в Белом доме, как и первым чернокожим американцем, будет демократ.
"Начиная с 11 сентября, внешняя политика вышла на верхние строчки национальной повестки дня в США, а это позволило Райс быть на виду, способствовало росту ее авторитета и доверия к ней, - считает Вильсон. - Воинственный настрой дает ей высокие шансы получить должность. Поскольку, когда дело доходит до переломных моментов, мужчины нередко задают один вопрос по поводу женщин, претендующих на высокую должность: а как она будет воевать?"
Кондолиза Райс - аномалия в республиканских коридорах власти, в которых в течение долгого времени доминировали белые, богатые и пожилые мужчины. Хотя ее политика сильно клонится вправо, она признает себя "протестантом, выступающим за разрешение абортов", говорит о своем почти "шокирующем либертарианстве" и "умеренности" по ряду других вопросов. Без сомнения ее взгляды на аборты (согласующиеся с либертарианскими политическими взглядами) способны возмутить христианское крыло партии. Однако существует консенсус мнений, сложившийся после событий 11 сентября, согласно которому искушенность Кондолизы Райс в вопросах внешней политики может стать более весомым аргументом, чем опасения христиан-республиканцев. Кроме того, как показывают опросы общественного мнения, на федеральных выборах вопрос об отношении к абортам никогда не был самым принципиальным.
Тем не менее, нестандартность Райс, которая выделяет ее из рядов соратников по партии и которая принесла ей всего 10% голосов чернокожего населения США в ходе последнего голосования, может стать для нее колоссальным преимуществом. Стоит только подумать о буме в СМИ, не говоря уже о выгодах для репутации самого Буша. Билл Кристол (Bill Kristol), редактор консервативного журнала Weekly Standard, считает: "Президент Буш пытается сделать республиканскую партию более открытой как для афроамериканцев, так и для женщин. Если он сделает выбор в пользу Конди, это будет свидетельствовать лишь о его смелости "
Выбор в пользу Райс может выставить Буша в благоприятном свете, однако сделает ли это в нужный момент более привлекательной партию республиканцев путем снижения дефицита голосов женщин и чернокожего населения Америки. Опросы общественного мнения показывают, что американские женщины голосуют за левых чаще чем мужчины. Тем не менее, любительницы футбола и городские женщины-профессионалы, по мнению Вильсон, могут легко проголосовать за Райс, привлеченные идеей "создания" женской политической истории США. Поддержит ли феминистическое сообщество Райс по тем же причинам?
"Сомневаюсь, - говорит Вильсон. - Женское сообщество не голосует за женщин, исключительно руководствуясь фактором половой солидарности. Женщинам нужно знать, что думает Райс по таким вопросам как здравоохранение, ликвидация расовой дискриминации и абортам, прежде чем они отдадут свои голоса за нее".
Принимая во внимание тот факт, что Райс никогда не занимала выборной должности, ее позицию по этим вопросам можно прояснить только из интервью. По вопросам здравоохранения она не сказала в них ничего, однако, будучи ректором Стэндфордского университета, как-то заметила: "Принципиально я не верю, а на практике не буду прибегать к действиям, направленным на ликвидацию расовой дискриминации в целях продвижения". Тем не менее, ее позиция в вопросе об абортах, которую предадут анафеме религиозные республиканцы, может принести больше голосов избирателей феминисток.
А вот с сообществом чернокожих граждан США дело, возможно, будет обстоять значительно проще. По мнению Кристола, номинация Райс, которая по определению превращает ее в претендента на пост президента в избирательном цикле 2008 года, может стать серьезным стимулом для чернокожих граждан Америки, несмотря на архиконсервативные взгляды Кондолизы. "Вице-президентство Райс может стать эпохальным событием в истории США. Очень возможно, что она сможет привлечь больший процент голосов чернокожего населения Америки в свою поддержку".
Райс, которой 47 лет, выросла в Алабаме, известной своей расовой сегрегацией, в семье, главными приоритетами которой были образования и религия. Будучи вундеркиндом, говорившим на четырех языках, Райс поступила в университет в возрасте 15 лет, окончила его в 19, а в 25 защитила докторскую диссертацию по политологии по специализации Россия. Имея репутацию одного из самых продвинутых экспертов в области советологии, Райс преподавала в Стэндфордском университете, затем занималась вопросами стратегического ядерного планирования в Объединенном комитете начальников штабов. Во время первого президентского срока Джорджа Буша старшего она курировала в его администрации вопросы, связанные с СССР-Россией и Восточной Европой в Национальном совете безопасности.
Кондолиза Райс покинула Вашингтон, чтобы занять должность ректора Стэндфордского университета. Затем она не устояла перед искушением вернуться обратно в политику под крыло Буша-младшего, которого консультировала в ходе предвыборной капании по вопросам внешней политики. Некоторые утверждают, что Райс обучала его с нуля, однако сама она энергично отрицает данное обвинение. Через год после вступления в команду Буша, Райс сама женщина незамужняя, превратилась в одного из ближайших советников Буша, оказывающего сильнейшее влияние на его политику по отношению к России, Балканам и Израилю. Она также поддерживает его обвинения по отношению к одиозной "оси зла". Считается, что на посту советника по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс оказывает самое сильное влияние на политику президента США со времен Генри Киссинджера (Henry Kissinger).
"Я - реалист, - заявила она недавно, характеризуя свою точку зрения на один из глобальных конфликтов. - Сила имеет значение. Однако внешняя политика США не может быть лишена морального содержания, более того, американцы не потерпят подобного дефицита. Европейцы смеются по этому поводу и говорят о нашей наивности и т. д., однако мы - не европейцы, мы - американцы, и у нас другие принципы".
Хотя пресса вряд ли сможет противостоять идее превращения чернокожей женщины-выходца с сегрегированного юга в консервативного вице-президента, реальность такова, что Райс - своеобразный внешнеполитический слабак. Она никогда не высказывалась публично по вопросам внутренней политики, не занимала она и выборную должность. Хотя демократы вряд ли согласятся с этим, однако, по мнению Кристола, тандем Буш/Райс в предвыборной гонке слишком великолепен, чтобы его можно было проигнорировать.
"Он уважает ее, легко с ней уживается и крайне заинтересован в устранении дефицита голосов женщин и чернокожих избирателей. Она может помочь ему в его начинаниях. Не говоря уже о том, что сам факт номинации ее на должность вице-президента США, может стать историческим".
А кого выберет Ал Гор (Al Gore), который, несмотря на поражение, все еще считается одним из главных претендентов на должность президента от демократов в 2004 году? Кого выберет он, чтобы побороться с неизбежным помешательством СМИ вокруг дуэта Буш/Райс? Возможно, Хиллари?
Самая могущественная женщина в мире ("Panorama", Италия)
Интервью с Кондолизой Райс("El Mundo", Испания)