Видимость обманчива. Да, Россия и США согласились сократить арсеналы, и намного. Но это еще не шаг к разоружению. И не знак спокойствия. Путин сокращает свои арсеналы до 1700 боеголовок, но ему в любом случае пришлось бы это сделать, поскольку у него нет денег на то, чтобы содержать это оружие. Буш разоружается, но не уничтожает арсеналы, а перемещает их на склады. Путин соглашается, но все равно такой поворот настораживает. В частности потому, что Соединенные Штаты рьяно принялись за сооружение "космического щита", выйдя в одностороннем порядке из договора по ПРО 1972 года. Что означает конец какого-либо стратегического равенства во веки веков. Думать, что в Москве с этим согласны - значит совершать насилие над здравым смыслом.
Через несколько дней Буш отправится в Москву, чтобы лично огласить альянс России и НАТО. Жест сам по себе хорош тем, что оставляет видимость достойного обращения с Россией, но он не может затмить собой того факта, что в ноябре, в Праге, НАТО вплотную приблизится к самым границам бывшего Советского Союза. Полагать, что в Москве по этому поводу будет устроен праздничный фейерверк - это абсурд.
Разумеется, государственный Департамент излучает оптимизм. И, с точки зрения Америки, это невозможно осудить. Но было бы полезно несколько сдержать энтузиазм по поводу присоединения России к "нашим". Путин отличается холодной невозмутимостью, он доказал это, находясь под шквалом ударов, но при этом он всегда начеку. Вчера он внезапно предложил оставшимся из "советских братьев" создать единое военное командование, которое бы укрепило и зацементировало то, что осталось от "Империи зла". Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия - вот пять республик, которые сохраняют дружеские отношения, после того как Джордж Буш "забрал" другие (Грузию, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизию). Такой жест не производит впечатления дружественного по отношению к Западу, которому в других случаях России приходится кланяться. И это становится еще более очевидным, если обратить внимание на то, что предложение Путина охватывает Киргизию, где Соединенные Штаты сооружают большую военную базу с выходом на Китай. Путин пытается отвоевать хотя бы часть того, что он уже потерял. Эта азиатская Ялта, созданная Вашингтоном в одностороннем порядке во время афганской войны, не нравится Москве. И, разумеется, еще меньше Пекину.