Сообщения о готовности к подписанию российско-американского соглашения о дальнейшем сокращении стратегических ядерных вооружений, а также соглашения об участии России в новом "Совете НАТО-Россия" были встречены в Москве на удивление прохладно. Можно предположить, это связано, прежде всего, с тем, что детали двустороннего соглашения с США пока еще не опубликованы. Тщательный анализ текста соглашения появится, видимо, во второй половине дня 24 мая, когда документ должны будут подписать в Кремле президенты Путин и Буш (Bush).
"Не амбициозный, но жизненный"
Тем не менее, то, что просочилось из официальных заявлений, закулисных полуофициальных разговоров и шушуканья знатоков в этой области, оставляет достаточное место для диаметрально противоположных точек зрения. Если одни говорят о геополитическом самоубийстве или о масштабной капитуляции Москвы перед претензиями Вашингтона на мировое господство, то другие склонны видеть очевидный политический бонус для Кремля, которому до сих пор было нечего предъявить в качестве "благодарности" за свой прозападный, рискованный с внутриполитической точки зрения курс, взятый им после террористических актов, совершенных 11 сентября.
Правительство, со своей стороны, настойчиво пытается дать соглашению трезвую оценку. Так, министр иностранных дел Иванов, выступая по телевидению, заявил, что это не амбициозный по содержанию, но, тем не менее, жизненный документ, поскольку он заполняет вакуум, возникший в результате не ратификации Договора СНВ-2 и выхода США из Договора по ПРО. Иванов подчеркнул в этой связи, что во время встречи в верхах в Москве наряду с соглашением о сокращении стратегических ядерных вооружений будет подписано второе соглашение о характере долгосрочных стратегических отношений между Москвой и Вашингтоном.
Информация о содержании этого документа еще скуднее, чем о деталях договора о сокращении ядерных вооружений. В своем телевизионном выступлении Иванов намекнул, что в документе найдено "связующее звено" между ограничением наступательных вооружений и развертыванием систем противоракетной обороны - вопрос, который имеет для Москвы громадное значение. Высокопоставленный представитель американской администрации, находясь в Москве, еще раньше дал понять, что России будет предложено некое, пока еще не уточненное в каких параметрах, сотрудничество в создании системы противоракетной обороны. Это обстоятельство могло бы быть объяснением того, почему Москва, подняв сначала большой шум по поводу выхода США из Договора по ПРО, вдруг замолкла.
Долгосрочный проект НАТО
Большинство комментаторов аналогично оценивает и ситуацию, связанную с созданием нового "Совета НАТО-Россия". Вовлекая Москву как равного среди равных партнера в решение более широкого круга проблем, ей просто подсластили пилюлю, представляющую собой расширение НАТО на Восток: на территории бывшего Советского Союза. Критики Кремля рассматривают появление нового "Совета НАТО-Россия" лишь как свидетельство того, что западный союз потерял в глазах американцев свое значение. На другой стороне спектра мнений говорят, будто Москва путем новой, западно-восточной ориентации дала хиреющей НАТО вторую жизнь. Представители правительства демонстрируют и в дискуссии на этот счет самый трезвый подход. Соглашение понимается в контексте долгосрочного развития отношений, в рамках которых предполагается дать жизнь настоящему партнерству враждовавших прежде сторон. Таким образом, руководство Кремля принимает во внимание то обстоятельство, что прозападный курс Путина не имеет никакой поддержки среди населения, если не считать небольшой прослойки из представителей элит. "Русская душа" испытывает боль по поводу того, что американские войска, ведущие войну против террора, находятся на Кавказе и в Средней Азии. Не забыты еще и бомбардировки Сербии Милошевича (Milosevics). Так, по данным агентства "Интерфакс", из 1 500 опрошенных россиян 54 процента считает, что западный союз преследует агрессивные цели, лишь 24 процента опрошенных видят в НАТО оборонительную организацию. Удивительно, что, несмотря на это, почти две трети опрошенных высказались за углубление отношений с альянсом. Насколько репрезентативным был опрос, из сообщения агентства понять трудно. Однако такой результат мог бы свидетельствовать о том, что даже среди населения ширится определенный реализм относительно нынешнего положения России.
"Контрнаступление" в Средней Азии
Москва, сдавая, таким образом, свои позиции на широком геополитическом паркете, одновременно намерена предпринять вместе с ближайшими соседями "контрнаступление" против Америки с ее приобретающей все больший экспансионистский характер политикой. Один из элементов этого наступления - Договор о коллективной безопасности Содружества независимых государств (СНГ). В него наряду с Россией входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Два дня назад на встрече в верхах Путин попытался наполнить договор, в целом остававшийся до сих пор не более чем бумажкой, новой жизнью. Особый интерес вызвало предложение министров иностранных дел и обороны, которые собирались за день до этого, о создании совместной командной структуры под эгидой российского Генерального штаба. Однако шесть глав государств, как признался армянский президент Кочарян, не смогли договориться. Это говорит о том, что, несмотря на цветистые заявления об интеграции, существует сильное сопротивление, направленное против господства Москвы в регионе. Тем не менее, Путин в качестве нового председателя группы, избираемого на определенный срок, мог заявить, что партнеры по договору договорились о повышении статуса группы через создание Организации коллективной безопасности. В середине года начнется развертывание ее инфраструктуры.