16 мая 2002 года. - Решение рекомендовать закрыть артиллерийскую программу армии США "Crusader" (разработка самоходной артиллерийской установки - прим. пер.) практически никак не связано с самой системой оружия. Если бы можно было ее производить и поставлять в войска, как было задумано, то это была бы отличная артиллерийская система - естественное развитие нынешней системы "Paladin", производство которой началось после войны в Персидском заливе в 1992 году. Но мы не стремимся к эволюционному прогрессу наших военных возможностей. Когда дело касается способов ведения войн будущего, почти ни в чем нельзя быть уверенным, однако в одном вопросе у нас должна быть ясность: мы рискуем обмануться и воодушевляем наших будущих противников, предполагая, что будущая война будет такой же, как и прошлые войны. События 11 сентября прежде всего доказали одно: наши противники становятся другими.
Будем ли трансформироваться мы?
В контексте решения по программе "Crusader" стоит снова обратиться к заявлению президента Буша-младшего (George W. Bush) о необходимости изменить наши представления о будущей войне: "Я ожидаю, что главные статьи расходов в военном бюджете будут соответствовать нашему стратегическому видению - не специфическим представлениям видов вооруженных сил, но единому видению перемен┘ Я дам указание министру обороны распределить эти фонды по┘ новым программам, которые отвечают этому требованию. Я намерен заставить военных думать по-новому и принудить их к трудным выборам". Пожалуй, самым примечательным в этом заявлении является то, что оно было сделано не в нынешнем контексте программы "Crusader". В то время еще губернатор, г-н Буш-младший сказал это, выступая перед курсантами в Цитадели (военный колледж США - прим. пер.) в сентябре 1999 года. "Мы являемся свидетелями революции в технологии войны, - предупредил он в тот день. - Мощь все больше определяется не размерами, но мобильностью и быстротой. Влияние измеряется информацией; безопасность достигается благодаря хитрости; а силы проектируются по длинной дуге (досягаемости) высокоточного управляемого оружия".
После своего избрания на пост президента г-н Буш-младший возложил на меня ответственность подкрепить это видение новой структурой, определить трудные выборы, которые перед нами стоят, чтобы наилучшим образом подготовиться к будущему, в отношении которого можно было быть уверенным только в одном - что оно неопределенно. Решение рекомендовать закрыть программу "Crusader" было принято после многих месяцев тщательного обдумывания, широких дискуссий и глубокого планирования и анализа. Это был пересмотр не просто программы "Crusader", но также будущих возможностей, стратегии, которой мы будем руководствоваться, и основы для оценки и балансирования рисков. Высшие военные и гражданские руководители министерства обороны провели бесчисленное множество часов, обсуждая эти вопросы в процессе, который начался задолго до 11 сентября. Трагично, но события 11 сентября подтвердили многие из наших выводов.
Рассмотрение этих вопросов вынуждает нас тщательно изучать системы, задуманные десятилетие назад или даже еще раньше, такие, как "Crusader". Решение рекомендовать закрыть эту программу основано на нашем мнении, что необходимо отказаться от системы, первоначально предназначавшейся для иного стратегического контекста, чтобы расчистить путь для более многообещающих технологий, которые способны ускорить трансформацию будущей войны на условиях, которые должны диктовать Соединенные Штаты. Мир с некоторым удивлением наблюдал за эффективностью высокоточного управляемого оружия в Афганистане. Нет никаких оснований к тому, чтобы мы не применили эту технологию к возможностям нашей армии по ведению войны на суше. Ресурсы всегда конечны, и мы полагаем, что должны отдать предпочтение таким возможностям, как увеличенная точность, более быстрая готовность к переброске и "сетевые" боевые действия. Эти возможности сделают нашу армию гораздо более эффективной - и пригодной - на полях сражений 21-го века.
В совокупности те программы, осуществление которых мы хотим ускорить вместо программы "Crusader", могут предложить более значительные усовершенствования в плане точности, дальности и готовности к переброске - главные цели более широкого видения трансформации армии. У нас имеется возможность производить революционные возможности быстрее и гарантировать их возможно более раннюю интеграцию в армию. Вопрос, на который мы должны ответить, следующий: оправдывают ли промежуточные возможности, которые дала бы нам артиллерийская система "Crusader", задержку - и не на несколько лет - приобретения истинно трансформационной технологии, которая способна сохранить наши боевые преимущества на длительную перспективу? В своих высказываниях в сентябре 1999 года президент Буш-младший сказал тем курсантам, что "я не собираюсь командовать новыми вооруженными силами, которые мы создадим. Это останется на долю президента, который придет после меня┘ Исход великих сражений зачастую определяется решениями по вопросам финансирования и технологии, сделанными за многие десятилетия до того, в спокойные дни мира".
Решения, о которых мы вели речь, трудны. Но, если мы не примем их сегодня, то когда же?
История о двух министрах("Foreign Affairs" , США)