Ситуацию со СПИДом в России, конечно, никак нельзя сравнивать с тем, что происходит в Африке. Однако как показывает представленное вчера в Москве исследование, подготовленное Всемирным банком, легкость с которой многие российские политики подходят к этой проблеме, может обойтись стране очень дорого. ВИЧ-инфицированные - это, прежде всего, молодые люди, которые лишь ограниченно годны в качестве рабочей силы. Вместо того, чтобы накапливать деньги, им приходится их преждевременно тратить. Эти люди являются бременем для государственной казны, что в экономически слабо развитых странах, таких, как Россия, является особо весомым фактором. С помощью так называемой неоклассической единой модели равновесия ученые под руководством главного экономиста одного из отделений Всемирного Банка Кристофа Рюля (Christof Ruehl) впервые выявили вытекающие из этого последствия, показали их воздействие на экономику в целом. Результаты в цифровом выражении, быть может, не столь показательны, как этого некоторые ожидали, но они ясно показывают, что проведение профилактических мер поможет сэкономить немало денег. Однако, что касается предоставления медикаментов, авторы исследования указывают на наличие дилеммы политического характера: лекарства могут помочь ВИЧ-инфицированным жить и работать. Но финансовые средства, которые необходимы для этого и которых не везде хватает, настолько велики для российских условий, что их выделение с общеэкономической точки зрения может иметь негативные последствия.
Меньший на 11 процентов ВВП
Согласно местным статистическим данным, до 1995 года СПИД в России практически не имел распространения. Ежегодно регистрировалось от 100 до 200 новых случаев. Однако в последние три года эти цифры имеют взрывной характер. Только в 2001 году число инфицированных удвоилось с 86 000 до 177 000 человек, а в начале мая их было уже 193 000. Таким образом, У России, по данным Национального центра, занимающегося проблемой СПИДа, наряду с Украиной самые высокие в мире темпы роста этого показателя. Это, судя по всему, связано не с необходимостью улучшения давно существующей и относительно хорошо налаженной системы контроля и выявления инфицированных, а с заметным ростом потребления сильных наркотиков. Они поступают из Средней Азии, и исключительно легко доступны в России. Торговцы наркотиками находят немало потребителей, прежде всего, среди молодых людей, которые испытывают большие трудности в условиях экономических преобразований и плохо информированы. По оценкам Министерства внутренних дел, в наркозависимости находятся от 2 до 3 миллионов молодых россиян, и эта цифра будет в ближайшее время увеличиваться ежегодно на пять процентов.
До недавнего времени СПИД был сильно распространен, прежде всего, среди наркоманов. Среди ВИЧ-инфицированных лиц, от которых удалось получить информацию, в 93 процентах всех случаев в качестве основного фактора риска назывались шприцы. Впрочем, большая доля среди вновь инфицированных, а это 40 процентов, тех, кто не может назвать причину заболевания, приводит к выводу, что смертельная болезнь начинает распространяться в широких кругах общества.
Для того, чтобы произвести оценки, специалисты Всемирного банка разработали традиционную модель равновесия, которая позволяет отобрать важные для распространения СПИДа параметры и калибрует их с российскими показателями. Тем самым, впервые удалось сымитировать взаимосвязь между последствиями, прямо или косвенно воздействующими на рынок рабочей силы или на рынок капитала.
Разъяснительная работа вместо (слишком) дорогих медикаментов
Впрочем, модель, если сравнивать метод с тем, как оценивались последствия европейской интеграции, позволяет определять динамический эффект влияния, например, на запланированные и контролируемые изменения лишь условно. По этой причине исчисленные величины влияния могут все же быть меньше реальных показателей. Этому способствуют также устаревшие представления о том, как передается болезнь и реальная исходная ситуация, которую авторы избрали для составления пессимистического и оптимистического сценариев на период до 2020 года. Согласно им, количество ВИЧ-инфицированных увеличится до конца этого десятилетия при условии отказа от профилактических мер до 2,3-5,2 миллионов, а к 2020 году - 5,4-14,5 миллионов человек. Это соответствует 4-12 процентам всего населения страны на соответствующий период времени. Это приведет к тому, что внутренний валовой продукт (ВВП) окажется к 2020 году на 11 процентов меньше, чем если бы он был рассчитан на случай немедленного прекращения распространения СПИДа. Темпы роста ВВП сократятся из-за СПИДа в 2010 году на 0,1-0,5, а в 2020 году - на 0,2-0,8 процента. Ниже средних величин окажутся объемы инвестиций. Модель дает однозначное понимание того, что экономические потери от СПИДа в России лучше всего можно было бы минимизировать путем разъяснительной работы и реализации профилактических мер, которые бы помогли уменьшить масштабы распространения болезни среди наркоманов и, прежде всего, не допустить ее проникновения в другие группы населения. Хорошим вкладом денег в борьбу со СПИДом было бы также проведение кампании по борьбе с наркотиками. Выделять инфицированным лекарства, которые стоят по нынешним ценам 9 000, а по специальным ценам - 3 000 долларов США в год, в стране, где средний годовой доход населения ниже этих цифр, где повсюду денег не хватает, неоправданно с чисто экономической точки зрения. Эту проблему усугубляет то обстоятельство, что ВИЧ-инфицированные, находящиеся в наркозависимости, все равно трудоспособны, лишь ограниченно.