Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Задействовать Россию

Чтобы добиться успеха в деле свержения Саддама Хусейна, администрации Буша не обойтись без сотрудничества с Россией

Задействовать Россию picture
Задействовать Россию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Соединенные Штаты практически как о решенном факте говорят об отрешении от власти правителя Ирака Саддама Хусейна. Однако при этом нельзя не учитывать многомиллиардные (в долларовом исчислении) интересы России в этой стране. Во время предстоящей встречи президентов США и России Джордж Буш должен затронуть эту тему и заручиться поддержкой России.

Ариэль Коуэн - научный сотрудник программы российских и евразийских исследований Института международных исследований Шелби и Катрин Каллом Дэвис (Russian and Eurasian studies at the Shelby and Kathryn Cullom Davis Institute for International Studies)

В ходе подготовки к своей встрече с президентом России Владимиром Путиным в Москве и Санкт-Петербурге 23-25 мая этого года президент США Джордж Буш (George Bush) должен найти способы помочь России стать полноценным союзником в войне с терроризмом и стратегическим партнером в новых условиях обеспечения глобальной безопасности. Для этого необходимо побудить Россию занять сторону Соединенных Штатов в их попытках обезопасить мир от Саддама Хусейна (Saddam Hussein) и его оружия массового поражения.

В Москве в частных беседах лидеры российского парламента и политические советники президента отмечают, что защита многомиллиардных (в долларовом исчислении) интересов России в Ираке имеет приоритетное значение, независимо от того, кто находится у власти в Багдаде. Однако когда им предлагают выбрать между дружбой с Саддамом и хорошими отношениями с Америкой, они поддерживают политику США, направленную на изгнание Саддама из власти. Это является существенным сдвигом в сознании многих представителей московской элиты. Эти перемены могут повлечь разрыв дружественных связей, которые Россия поддерживает с Багдадом с 1960-х годов, в том числе и при бывшем премьер-министре Евгении Примакове, ведущем российским экспертом по арабским вопросам, являвшимся в свое время председателем Совета Союза Верховного Совета СССР.

Америка и ее союзники нуждаются в поддержке России для изменения политического ландшафта в Ираке и для снижения угрозы миру, которую создает Саддам своим стремлением обзавестись оружием массового поражения.

Администрация Буша должна воспользоваться возможностью привлечь Москву на свою сторону в будущем противостоянии Соединенных Штатов с Ираком, сотрудничая в сфере прекращения продаж иракской нефти на черных рынках, расширяя сотрудничество в сферах безопасности и обмена разведывательными данными, и гарантируя выплату иракского долга России будущим руководством Ирака, которое придет к власти после Саддама.

Москва уже поддержала ведущуюся Соединенными Штатами войну с терроризмом. В Афганистане она предоставила американским войскам высококачественные разведывательные данные и своевременно обеспечила Северный Альянс оружием. Она работает совместно с Соединенными Штатами над тем, чтобы обеспечить к 30 мая одобрение Советом Безопасности Организации Объединенных Наций нового списка товаров, запрещенных к экспорту в Ирак. Однако для снижения предоставляемой Ираком угрозы необходимо сделать еще очень многое.

Москва, долгое время являвшаяся основным поставщиком оружия и бизнес-партнером Багдада, начала поддерживать действия Соединенных Штатов против Ирака после распада Советского Союза. Например, она поддержала США во время войны в Персидском заливе, несмотря на усилия г-на Примакова защитить Саддама. Иракский диктатор на протяжении 1990-х годов пытался завоевать дипломатическую и экономическую благосклонность Москвы, отдавая предпочтение в сфере добычи и переработки нефти российским компаниям, и обещая миллиардные контракты влиятельному российскому военно-промышленному комплексу.

По словам Вячеслава Костикова, одного из бывших помощников президента Бориса Ельцина, Саддам приобрел поддержку некоторых политиков, например Владимира Жириновского и антиамериканской Либеральной демократической партии. Он оплачивал лоббистскую деятельность бизнес-магнатов и бывших высокопоставленных чиновников, заработавших десятки миллионов долларов за счет перепродажи иракской нефти на сером рынке и осуществлявших законные и незаконные поставки товаров Ираку, в том числе военного имущества, запрещенного резолюциями ООН. Республиканец Курт Велдон (Curt Weldon) - один из тех, кто обвинил Россию, Беларусь и Украину в поставке Багдаду гироскопов для баллистических ракет, оборудования для производства бактериологического оружия и современных ракет класса "поверхность-воздух". Потребуется решительный настрой, чтобы разорвать эти финансовые связи. По другим сообщениям, Украина продала Багдаду систему радиолокационного обнаружения самолетов-невидимок, называемую "Кольчуга".

На сегодняшний день Москва имеет значительные экономические интересы в Ираке. В их число входит долг советских времен в размере от 7 до 8 миллиардов долларов США, возникший в результате продажи Ираку Советским Союзом оружия во время ирако-иранской войны. С учетом инфляции в настоящее время этот долг оценивается в 10-12 миллиардов долларов. Также с крупнейшей нефтяной компанией России "Лукойлом" и государственной компанией "Зарубежнефть" были подписаны выгодные контракты на разработку гигантских нефтяных месторождений и скважин на сумму не менее 30 миллиардов долларов на ближайшие 20 лет. В их число входит нефтяное месторождение "Western Qurna", уже освоенное российскими компаниями "Славнефть" и "Татнефть". И, наконец, торговля российскими товарами в рамках поддерживаемой ООН программы "нефть в обмен на продовольствие" достигает объемов от 530 миллионов долларов США до одного миллиарда за второе полугодие 2001 года (объем незаконной торговли между Россией и Ираком неизвестен).

Подобные финансовые интересы представляют собой существенные препятствия для разрыва Москвой ее связей с Ираком. Если эти вопросы не будут затронуты во время предстоящего саммита, то у администрации Буша будет мало шансов вовлечь Россию в коалицию по отстранению Саддама от власти.

Американские и российские политики четко осознают ту растущую угрозу, которую Саддам представляет для мировой безопасности. Существует необходимость в стратегии отстранения его от власти и учреждения продемократического, прорыночного правительства. Г-ну Путину придется противостоять давним проиракским настроениям в Министерстве иностранных дел России, военно-промышленном комплексе и среди нефтяных лоббистов. Он должен быть способным продемонстрировать выгоды, которые получит Россия от сотрудничества с антисаддамовской коалицией. Чтобы обеспечить поддержку г-на Путина, администрация должна назначить высокопоставленного чиновника из своих рядов для ведения переговоров с Россией об Ираке после Саддама Хусейна. Этот чиновник должен быть хорошо знаком с ближневосточной геополитикой, экономикой в сфере энергетики и финансовыми вопросами. Следует попросить г-на Путина назначить такого же опытного высокопоставленного чиновника для ведения переговоров со стороны России.

Администрация Буша также должна обсудить с Россией, какую дипломатическую, военную и разведывательную помощь последняя может оказать для свержения Саддама. Россия, например, должна согласиться поделиться информацией о лицензиях на экспортные операции и разведывательными данными по поставкам технологий военного и двойного назначения военно-промышленным комплексом России, а также Украиной и Белоруссией, Ираку.

Г-н Путин ищет способы укрепить стратегические взаимоотношения России с Соединенными Штатами. Американо-российское сотрудничество в сфере смены правящего режима в Ираке будет выгодно обеим сторонам, так как оно ослабит критику поддержки г-ном Путиным плана Буша в России, а также в Западной Европе и арабском мире. Такое сотрудничество заложит основы продуктивного партнерства в войне против терроризма и в усилиях по снижению угрозы, представляемой распространением оружия массового поражения.