После крушения советского блока в 1991 году Фидель Кастро (Fidel Castro) ищет способов выйти из изоляции, в которой его страна оказалась вследствие экономической автаркии и политики репрессий. Вслед за Папой Римским Иоанном-Павлом Вторым (Jean Paul II), который посетил страну в 1998 году, в воскресенье 12 мая, в Гавану прибыл бывший американский президент Джимми Картер (1976 - 1980). Куба хорошо подготовилась к этой обманчивой демонстрации открытости.
Однако в последние недели Фидель Кастро избрал стратегию наступления по всем фронтам. Самый сильный "удар" приняла на себя Мексика и ее министр иностранных дел Хорхе Г. Кастанеда (Jorge G. Castaneda). Под "наступлением" следует понимать всего лишь гневную реакцию Фиделя Кастро, раздосадованного тем, что он оказался в изоляции на саммите ООН по проблемам бедности, который прошел в Монтеррее (Мексика) в марте. Фидель Кастро больше не пользуется доверием даже в Латинской Америке, что было ему жестоко продемонстрировано 19 апреля в Женеве, на 58-й сессии Комиссии ООН по правам человека. Там была принята резолюция, вынесенная на повестку дня и поддержанная странами Латинской Америки, которые потребовали от Верховного комиссара ООН Мэри Робинсон (Mary Robinson) направить "специального представителя" для изучения ситуации с соблюдением прав человека на коммунистическом острове.
Обвинение, брошенное Фиделем Кастро в адрес Мексики, сводится к следующему: США, якобы, потребовали сократить пребывание кубинского лидера в Монтеррее до нескольких часов, в связи с прибытием президента Буша (Bush). По мнению мексиканцев, это лишь приманка, попытка отвлечь внимание международного сообщества от драматической ситуации внутри страны. "Это все та же тактика забегания вперед", - сказал высокопоставленный латиноамериканский представитель. "Я согласен с оценкой большинства политологов (┘) которые утверждают, что тоталитарная модель управления на Кубе находится в своей финальной стадии, хотя нельзя точно определить, сколько еще времени продержится режим", - заявил, в свою очередь, президент Кубинской комиссии по правам человека и национальному примирению, Элисардо Санчес (Elizardo Sanchez) накануне собрания в Женеве. Фидель Кастро и Куба находятся на последнем издыхании: в стране создалась катастрофическая экономическая ситуация, показатели близки к отметке 1993 года, когда под давлением улицы кубинский президент был вынужден согласиться ввести в обращение доллар, чтобы разрядить взрывоопасную ситуацию. По мнению независимого кубинского экономиста Оскара Эспиносы Чепе (Oscar Espinosa Chepe), совокупный внутренний продукт в 2002 году будет на 13% ниже, чем в 1989.
2001 год стал годом всевозможных крушений: падение курса на сырье, и в частности, на никель, один из редких рудниковых ресурсов острова; падение уровня производства сахара (когда-то - героического) - в этой отрасли создалась плачевная ситуация - производство сократилось на 12%, а в ближайшие годы следует готовиться к худшему. Куба после своей постсоветской реорганизации имеет два источника средств к существованию: туризм (находящийся, в основном, в ведении иностранных компаний, которые забирают значительную часть чистого дохода) и "ремесас", - отправка денег семьям, осуществляемая лицами, высланными в США, несмотря на эмбарго, введенное Вашингтоном в 1960 году. После терактов 11 сентября эти источники дохода существенно оскудели.
В сложившейся ситуации, Куба продолжает производить огромный дефицит, который следует прибавить к 40 миллиардам долларов долга (половина этой суммы должна быть выплачена России) на 2002 год. Если пересчитать, то на душу населения выходит 3 600 долларов, Куба - один из самых крупных должников в мире, причем нет никаких перспектив на возмещение. В 2001 году дефицит составил 758 миллионов долларов по данным Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (Cepal), рост дефицита составляет 10% в год. Эта цифра не включает в себя долговые обязательства Кубы перед странами, которые с ней торгуют или поддерживают партнерские отношения.
"Констатация дефолта".
Куба остается страной, о которой невозможно получить достоверной информации, не только по причине непрозрачности статистических данных (в чем нет ничего удивительного), но также (и это уже тревожит) по причине того, что страны, оказывающие поддержку Гаване, например, Франция, не желают это афишировать. Согласно различным информационным сообщениям, Куба не смогла оплатить значительное гарантийное долговое обязательство французскому государству и стала объектом процедуры дефолта, начатой Французской страховой компанией по внешней торговле (Coface). По завершении этой процедуры, могут быть закрыты все линии кредитования, щедро предоставленные Кубе французским правительством пять лет назад.
Похожая ситуация сложилась и в других странах, ведущих торговлю с Кубой иногда по соображениям идеологической солидарности, а иногда в надежде на получение прибыли; так Куба больше не платит даже за нефть, которая поставляется на остров из Венесуэлы - единственной опоры режима в Латинской Америке. Внутри Европейского союза, который выработал "общую позицию" в 1996 году касательно сотрудничества с Кубой в вопросе демократизации и прав человека, лишь Франция продолжает отдавать предпочтение Острову Свободы в рамках двусторонних отношений, в 1998 году Куба была внесена в список стран "зоны приоритетной солидарности" (ZSP).
К ужасам экономики добавляются слухи об уходе Фиделя Кастро. Доказательством тому может послужить петиция в пользу смены политического режима страны, подписанная 11020 кубинцами (см. "Le Monde" от 12 -13 мая), от которой кубинский лидер не может избавиться простым мановением руки. Сила "проекта Варела", разработанного президентом Христианского освободительного движения Освальдо Пайей (Oswaldo Paya), состоит в том, что он основывается на кубинской конституции. Проект пользуется поддержкой иностранных правительств, его авторы получили заверения в том, что проект будет вынесен на рассмотрение международных инстанций. Это может произойти уже в пятницу, 17 мая в Мадриде, на саммите стран Латинской Америки и Европейского союза. Либо кубинское правительство примет предложения оппозиции, либо оно откажется, и, тем самым, нарушит закон. Впрочем, оно так и не выполнило обязательств о соблюдении прав человека и развитии демократии, данных на шестом иберо-американском саммите глав государств и правительств, который прошел в Сантьяго и Вина дель Мар в ноябре 1996 года. Куба вновь дала эти обязательства на девятом саммите в Гаване (ноябрь 1999), также как в июне 1999 на первом совместном саммите глав государств и правительств стран Латинской Америки и Карибского бассейна и ЕС, который прошел в Рио-де-Жанейро.