Арман Ломбар (Armand Lombard), президент "Ganilem", женевской организации помощи новым предприятиям, жалуется дремотное состояние западных демократических систем, на отсутствие видения будущего. Западные демократии сосредоточились на деталях, но забывают о стратегическом и дальновидном мышлении, и тем самым открывают дорогу терроризму XXI века
Западный мир больше не может отличить гигантов от карликов. "Можно потратить жизнь на войну с гигантами, но чаще всего она проходит в перечислении имен карликов", - предупреждает Умберто Эко (Umberto Eco). Мы засыпаем на подушках фундаментальных понятий, но их смысл нечасто приходит нам на ум, нас восхищает прагматизм и прожигание жизни, решения, которым грош цена. Мы больше не понимаем основ, но стали чрезвычайно изворотливы в деталях и словесных перепалках, будь то в семейной жизни, в бизнесе или в большой политике. Соединенные Штаты, например, заменили "железный занавес" на "ось зла", отказались от глубоких размышлений и разработали непродуманную программу, начали охоту с топором за комаром. Решение карликовых задач обрело гигантский размах. Швейцария, в свою очередь, не осталась в стороне, столкнувшись с крахом одного транспортного предприятия, бросилась на баррикады, подняла тревогу, объявила всеобщую мобилизацию. Были организованы фонды помощи, стали кричать о социальной этике. Но стратегия перемещения фондов, размышление о платформе для торгового обмена с Европой, проблемы швейцарского метро или авиатранспорта - как это мелко! Запад превратился в племя крючкотворцев, занялся казуистикой и решением карликовых задач.
"Фундаментальные идеи не нуждаются в пропаганде. Они утверждают себя сами, ибо они сильны". Это утверждение влиятельного лица заставило содрогнуться интеллектуалов-гуманистов из его фракции. Политик продолжил: "В расчет следует принять, прежде всего, факты и повседневные действия". Гуманисты возмутились, они возразили: "хотя никто не отменяет важности проблем туннеля Сен-Готард, системы транспортных линий и чтения Псалтири, все же существует жизненная необходимость сосредоточиться на проблемах демократии в мире глобализации, общественного плюрализма, универсального вероучения". Основы должны периодически переосмысляться, должны соответствовать требованиям времени и эволюции общественных нужд. Следует изучать источники демократии, нужно прояснить принципы капитализма, необходимо реформировать христианское вероучение. Если этого не произойдет, то рано или поздно, система превратится в болото, экстремизм пожрет ее. Христианские церкви противятся реформе своих учений: но достаточно ли веры, этого гиганта любви, чтобы укреплять верующих и продолжать духовное обогащение Запада, если не привести ее в соответствие с изменениями мира? Классические инструменты известны: молитва, проповедь, социальная работа и наставления в вере - вековечные способы, "и у них есть достоинства, которые нельзя отрицать". Но достаточны ли они, чтобы сделать церковь динамичным институтом, превратить ее в одну из общественных сил, обратить молодежь, избавить от тоски цивилизацию, стоящую на грани хаоса? Достаточно ли прочно христианство, чтобы считаться достижением? Христианство передается на уровне генов? Или необходимо постоянно возвращаться к истокам, наполнять учение новыми значениями в свете современного беспокойства и новых надежд? Школа в Эконе, как и другие внутренние движения избрали крайние доктрины, и превратились в сектантские ответвления. Чтобы сделать учение непоколебимым, следует передать потомкам веру в лучший мир, и нужно попытаться заглянуть в него. Основы веры следует излагать живым языком, они должны быть открытыми, должны воодушевлять людей.
Терроризм XXI века тревожит спящего демократического гиганта: он находится на темной стороне системы, отрицает свободу и солидарность. Терроризм на руинах больницы в Рамаллахе, либо у подножия башен-близнецов, разрушенных Аль-Каидой, несет войну демократическому, капиталистическому и христианскому гиганту, лишенному видения будущего. Церкви теряют свои приходы, парламенты изощряются в глупых обвинительных речах. Основания для демократии на христианском Западе, однако, незыблемы: она является гражданской и общественной, она вдохновляется прошлым и обладает проектом будущего, она требует ответственности от индивидов. Необходимо вернуть смысл основным понятиям. Дети конца XX века не ведают азбуки, они получают пищу в растворе, ибо Запад не знает, какую микстуру избрать: единую Кока-Колу глобализации, или вина с различными вкусами, взращенные под солнцем, что светит во всех уголках мира. Запад не знает, что предпочесть - единую централизацию или сеть разнообразия. Возможен проект, отличный от изложенного в книге Майкла Хардта (Michael Hardt) и Антонио Негри (Antonio Negri) "Империя"; проект, согласно которому XXI век должен стать прекрасной плюралистической демократией, должен получить освобождение Божьей благодатью, должен создать мировое управление, основанное на консенсусе. Мир должен стать сетью различных творческих культур и специфических рынков. Нужна новая солидарность, новая рентабельность, нужно сделать мужчин и женщин независимыми, и одновременно взять на себя ответственность за их жизнь. Нужен проект лучшего мира, во всех широтах. Гигант должен заново утвердить свои фундаментальные принципы: религиозные, общественные и демократические. Их следует объяснить ученикам младшей школы, подросткам из средней школы, студентам вузов и гражданам, расколотым и полиморфным семьям, политикам и предпринимателям. Эти гигантские цели должны войти в плоть и кровь общества. Нет, западный мир больше не знает, зачем он живет. Да, следует напомнить ему об этом. А карликами мы займемся потом.