Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Влад Победитель

Президент Путин сильно рисковал, делая ставку на союз с НАТО и Россией, но, похоже, народ поддерживает его начинания

Влад Победитель picture
Влад Победитель picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Специалисты по контролю за вооружениями сходятся во мнении, что договор между Россией и США не проработан и его не следует подписывать. Это заставило двух Ивановых √ Игоря, министра иностранных дел, и Сергея, министра обороны √ уйти в оборону и ответить на подобную критику, что договор является ⌠компромиссом■, а также ⌠реалистичным и прагматичным■

В течение недели, когда президент Владимир Путин предпринял значительные шаги в сторону сближения России и Запада, Кремль сохранял молчание.

В предвкушении трех важных встреч - с Джорджем Бушем в Санкт-Петербурге, с лидерами НАТО в Риме и представителями Европейского Союза в Москве - Путин воздерживается от комментариев.

В прошлый понедельник Белый Дом объявил о достижении договоренности с Кремлем о двустороннем сокращении стратегического ядерного арсенала на две трети в течение десяти лет. Тем же вечером в Рейкьявике сообщили о создании нового совета Россия-НАТО, в котором у России будет право голоса по ряду вопросов, хотя и не в таких важных областях как оборона, военные операции или членство.

Президент Джордж Буш первым преподнес новость. Лорд Робертсон, генеральный секретарь НАТО, произнес несколько речей по этому поводу. Госсекретарь США Колин Пауэлл давал интервью журналистам, выступал с заявлениями и произносил речи. Путин не сказал почти ничего.

Вслед за Бушем он был вынужден сделать протокольное заявление. В своем лаконичном стиле Путин сказал об окончательном завершении Холодной войны в связи с договором о сокращении ядерных вооружений. Чуть позже он сказал пару общих предложений, лишенных всяческой риторики. "Мы удовлетворены совместной работой", - объявил Путин, отдав должное роли Буша в заключении договора. Вероятно, в этой фразе есть скрытая ирония: до заявления Буша все свидетельствовало о том, что обе стороны не могут сойтись по ряду ключевых вопросов.

В России всю неделю широко обсуждали эти важные перемены, ставшие результатом событий 11 сентября и вывода Путина, что он ничего не получит от конфронтации с Западом, но может сильно выиграть от союза с ним.

Но, в отсутствие публично выраженного мнения президента, освещение договора было преимущественно негативным: газеты назвали его "пустым" и "виртуальным". Националисты и коммунисты не упустили возможность в очередной раз обвинить Кремль в предательстве национальных интересов.

Даже более умеренные прозападные политики, такие, как Владимир Лукин, заместитель председателя Государственной Думы и бывший посол России в США, выразили озабоченность уступками Кремля и будущим внешней политики Путина.

Специалисты по контролю за вооружениями сходятся во мнении, что договор между Россией и США не проработан и его не следует подписывать. Это заставило двух Ивановых - Игоря, министра иностранных дел, и Сергея, министра обороны - уйти в оборону и ответить на подобную критику, что договор является "компромиссом", а также "реалистичным и прагматичным".

Предсказуемо обвинив Путина в предательстве, неяркий коммунистический лидер Геннадий Зюганов, тем не менее, высказал неплохую идею, что президент мог бы прийти на заседании Думы и объяснить свою позицию, прежде чем подписывать договор с Бушем на следующей неделе.

Последнее вряд ли случится. Но объяснение Путиным его внешней политики помогло бы сильно ослабить критику в его адрес, а высокая популярность президента способствовала бы принятию обществом его точки зрения.

Согласно опросу общественного мнения, половина россиян смотрят на НАТО и Америку как на врагов, стремящихся к мировому господству. Это означает, что Путину придется много кого переубедить, если он хочет сохранить своих сторонников.

Начиная с 11 сентября, внешняя политика Путина становилась все более и более изолированной, когда он дал добро на американское присутствие в Средней Азии и Грузии, предоставил США разведданные об Афганистане и Аль-Каиде и молча согласился на выход Вашингтона из договора по ПРО 1972 года и начало строительства системы противоракетной обороны.

Шаги, предпринятые на этой неделе, делают Путина еще более одинокой фигурой на вершине власти, человеком, проводящим внешнюю политику, непонятую или неприемлемую для большинства политической элиты.

Похоже, что за исключением министра обороны Сергея Иванова, небольшого числа малоизвестных советников и горстки бизнесменов, которым выгодно сближение с Западом, никто не поддерживает рискованный и смелый поворот в путинской внешней политике.

Начиная с 11 сентября, не было предпринято попытки объяснить, в чем заключаются интересы России и почему. Путин либо не считает необходимым объяснять свои действия, либо он не достаточно уверен в правильности выбранного им курса. В политике нет такой силы, которая могла бы ему противостоять, но есть целый ряд влиятельных политиков, которые предвкушают и даже надеются на провал его политики.

Половина россиян с недоверием смотрят на НАТО и США, но другой опрос показывает, что Путин может легко склонить их на свою сторону, если поставит перед собой такую задачу. В четверг опрос общественного мнения показал, что более 70% россиян поддерживают кампанию США по борьбе с терроризмом. Среди жителей больших городов, богатых, людей с высшим образованием и представителей среднего класса процент еще выше.

Эта поддержка конкретных действий США, в отличие от более широких и абстрактных долгосрочных планов США и НАТО, в сочетании с путинской позицией по терроризму в Чечне, показывает, что президент, если захочет, сможет убедить россиян в правильности выбранной им политики.