Благодаря в некоторой мере упрямой дипломатии и некоторому количеству умело поданной информации два бывших непримиримых врага на этой неделе добились удивительного, хотя и, может быть, временного, сближения.
Нет, речь идет не о России и Соединенных Штатах, хотя прошедшая неделя была очень хорошей и для этих бывших соперников тоже, и мы вскоре вернемся к этой теме. Я имею в виду Пентагон и Государственный департамент США. Для приверженцев всепоглощающей борьбы между договороненавистическими, стремящимися к односторонним действиям сторонниками Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld) и положительно относящимися к союзам и заключению сделок прагматистами из лагеря Колина Пауэлла (Colin Powell) эта неделя стала периодом, когда созидательные противоречия вылились в конструктивный компромисс. Соглашение о сокращении российских и американских ядерных арсеналов вместе с другими подготовительными мероприятиями к предстоящему на следующей неделе в Москве саммиту г-на Буша (Bush) представляют собой и точку зрения Пентагона - что мы можем действовать как "властители вселенной", и точку зрения Государственного департамента - что подобные действия не всегда в наших интересах.
Во-первых, давайте избавимся от некоторых иллюзий. Подготовленное на этой неделе соглашение о сокращении вооружений не ликвидирует, как заявил г-н Буш, "наследие холодной войны". (В конце концов, кем же тогда является Дик Чейни (Dick Cheney)?) Трехстраничный договор просто закрепляет сокращения, которые обе стороны хотели сделать в любом случае, русские потому, что больше не могут себе позволить содержать свои ракеты, американцы потому, что стратегический ядерный баланс больше не является фактором, необходимым для нашего спокойствия. Как договор о вооружениях, этот документ больше похож на амбразуру, чем на закон. Он не требует, чтобы были уничтожены какие-либо боеголовки; по настоянию Пентагона, они все могут быть отправлены на хранение до следующего кризиса. В него включены некоторые забавные правила подсчета, из-за которых сокращения кажутся более объемными, чем на самом деле. Условия расторжения данного договора более либеральны, чем условия расторжения некоторых договоров о найме квартиры. Короче говоря, как сказал один из чиновников администрации Буша военному эксперту газеты "The New York Times" Майклу Гордону (Michael Gordon), "Это наш тип договора".
Закаленный циник может даже сказать, что этим договором г-н Буш смог унизить одновременно и президента России Владимира Путина, закрепив право Америки диктовать России любые условия, и своего собственного отца, отменив важное наследие Буша-старшего, а именно запрет на ракеты с многозарядной головной частью. (России нравятся ракеты с десятью боеголовками, так как они являются дешевым способом нанесения массированного удара по какой-либо зоне.)
Однако таким образом можно слишком преувеличить незначительность договора. Факт заключается в следующем - это настоящий договор, а не просто рукопожатие и подмигивание. Невесомые на первый взгляд три страницы сопровождаются объемным 500-страничным дополнением - все протоколы по осуществлению и проверке выполнения Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СТАРТ-1) приложены к настоящему соглашению. Это означает, что русские и американцы будут в большей степени друг у друга перед глазами, проверяя боеголовки, обеспечивая их безопасность и нераспространение, что должно успокоить вас, если вы волнуетесь о том, что ядерное оружие и материалы могут попасть не в те руки.
И к тому же, договоры обычно создают нечто вроде движущей силы. Это правда, что ни одна из сторон не обязана снять с вооружения ни одной единицы оружия до 2012 года, однако в действительности демонтаж ядерных вооружений является долгим трудным процессом, который должен осуществляться в соответствии с расписанием. В отличие от последнего крупного договора Буша-старшего СТАРТ-2, который на протяжении девяти лет не ратифицируется Сенатом, договор г-на Буша-младшего, одобренный и Пауэллом и Рамсфельдом, должен будет пройти ратификацию без особых трудностей. Логика этого соглашения ведет к возобновлению Договора СТАРТ-1 (действие которого заканчивается в 2009 году) и к возобновлению самого соглашения после истечения его срока действия, а там - кто знает? Процесс контроля над вооружениями может быть, и нуждается в поддержке, однако он жив.
Российская элита не считает новое соглашение триумфом кремлевской дипломатии. "Независимая газета" расценила сделку как "наиболее легковесную за всю историю контроля над вооружениями". Однако, как бы то ни было, она дает г-ну Путину то, что ему нужно для защиты от параноиков в его армии, включая запас вышеупомянутых ракет с разделяющимися боеголовками.
Кроме своего небольшого вклада в безопасность человечества данное соглашение знаменует собой наступившую зрелость в отношениях президента Буша с Россией, которые ранее варьировались от безразличия до легкомыслия, но, в конце концов, стали чем-то более обещающим.
Для тех, кто стал обращать внимание на мировые события только после сентября прошлого года, здесь приводятся несколько чисто эгоистических причин, по которым мы хотим, чтобы Россия была на нашей стороне:
1. Россия находится прямо на мировом пересечении потоков нефти, оружия, наркотиков и террора.
2. Россия поддерживает близкие, иногда проблематичные, однако потенциально полезные взаимоотношения со всеми их трех стран, причисляемых г-ном Бушем к "оси зла" - Ираком, Ираном и Северной Кореей. Мы сами редко ведем с ними переговоры.
3. Россия обладает обескураживающим недостаточно контролируемым запасом ядерных боеголовок, 603-мя тоннами обогащенных ядерных материалов, подходящих для изготовления бомб террористами, и горами менее опасного радиоактивного мусора.
4. Россия обладает достаточными запасами нефти, чтобы обезопасить нас от нефтяных потрясений на Ближнем Востоке.
Г-н Буш вел свою предвыборную кампанию, исходя из язвительной предпосылки, что Билл Клинтон (Bill Clinton) и Альберт Гор (Al Gore) сентиментальничали в отношениях с Россией, ставя под угрозу интересы Соединенных Штатов, поддерживая Бориса Ельцина и его коррумпированное окружение. Это было неправильно. Г-н Клинтон помог г-ну Ельцину провести Россию по долгому пути по направлению к Западу, в условиях серьезного сопротивления российских реваншистов. Нельзя не признать, что 18 встреч г-на Клинтона с г-ном Ельциным являются рекордом личных встреч на высшем уровне, однако, если ставить в вину близость характеров, то нужно отметить, что президенты Буш и Путин собираются провести свою пятую встречу за год, значительно опережая график своих предшественников.
Г-н Буш выглядел настолько проникнувшимся симпатией к г-ну Путину после первой встречи с ним почти год назад, что его советник по внешней политике Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) сразу же призвала журналистов не оценивать возникшую симпатию слишком преувеличенно. Тем не менее, с тех пор взаимоотношения между Бушем и Путиным, к счастью, лишены разительных колебаний в настроениях, которыми характеризовалась дружба Клинтона и Ельцина, отчасти оттого, что г-н Путин более здоров и рассудителен, однако главным образом оттого, что они оба относятся к этим взаимоотношениям как к бизнесу.
Они представляют собой интересную пару. Они оба являются умеренными людьми, сменившими лидеров с огромными, разрушающими аппетитами. Они оба в своих странах подвергались сомнениям со стороны интеллектуалов. Законность их вступления в должность в обоих случаях вызывала некоторые вопросы. О них обоих известно, что они чувствуют себя более уверенно при личных встречах, а не публике. Оба относятся к прессе как к неудобству. Они даже обладают похожим набором доброжелательности и холодного расчета.
Как и г-н Ельцин до него, г-н Путин четко решил, что будущее России - с Западом. В отличие от г-на Ельцина, г-н Путин не чувствует необходимости постоянно просить Америку избавить его от его внутренних проблем денежными вливаниями или позволяющими сохранить лицо уступками. Чтобы интегрировать Россию с Западом, г-н Путин готов проглотить многое - американскую систему противоракетной обороны, расширение НАТО прямо к границам России, американских солдат, вылетающих на боевые задания с аэродромов, находящихся в сфере влияния России.
Г-н Буш, побуждаемый своими ястребами, не позволил сотрудничеству с российским президентом превратиться в поддержку г-на Путина во власти, однако, под влиянием Колина Пауэлла, он также понял, что нельзя относиться к руководителю России как к подчиненному во взаимоотношениях. Мы хотим, чтобы г-н Путин выжил. Мы хотим, чтобы эти взаимоотношения пережили г-на Путина. Подписание договора будет отвечать обеим этим целям.
Соответствует этим целям и достигнутое на этой неделе соглашение, сближающее Россию и НАТО, которое превосходит все, что администрация Клинтона хотела дать г-ну Ельцину. Если бы г-н Клинтон пообещал предоставить России такой значимый голос в НАТО, то он был бы безжалостно растоптан республиканцами. (Наш циник мог бы сказать, что г-н Буш не возражает против снижения роли НАТО, так как он не хочет, чтобы Организация каким-либо образом сдерживала его.) Предоставление России места за столом альянса дает г-ну Путину право похвастать этим достижением у себя на родине. Также в результате этого Россия вступает в один из важнейших институтов Европы.
Договорившись по этим вопросам заранее, президенты России и США сняли вопрос контроля над вооружениями с основного пункта повестки дня предстоящего саммита и освободили себя для обсуждения реальных опасных наследий "холодной войны", таких как продолжающиеся ядерные взаимоотношения России с Ираном, вопрос о том, что делать с Ираком, или вышеупомянутые запасы ядерных отходов.
Г-н Буш, вступивший в должность новичком во внешней политике, показал в своем случае, что он способен прислушиваться к своим враждующим советникам и проводить внешнюю политику, составленную из предложений обеих сторон своей администрации. В политике в отношении России он занял место где-то между романтической идеей о том, что если мы приложим достаточно усилий, мы сможем спасти Россию от ее темных инстинктов, и между фаталистической идеей о том, что мы должны списать Россию как безнадежное дело.
Что касается Пентагона и Государственного департамента, то они все еще представляют собой две противоположности, делающие одно дело. Мы еще посмотрим, как эта прекрасная дружба переживет такие заставляющие вскипать кровь вопросы, как Ближний Восток. Однако следует запомнить, что на этой неделе оба крыла администрации громко проявили себя, и вынесли из этого нечто для себя важное.