Скоро российское черное золото вновь потечет, как река: такое решение принял вчера премьер-министр, Михаил Касьянов, собравший представителей крупнейших нефтяных компаний страны для определения квот на экспорт во втором квартале. 1 января этого года Россия, второй производитель в мире (2,97 миллиона баррелей в день) вступила в договор с ОПЕК. Не будучи членом организации, Россия согласилась сократить свое производство на 150 000 баррелей в день для того, чтобы поддержать высокие цены на нефть, которые упали тогда до 17 долларов за баррель. Маневр быстро принес свои плоды, и тарифы вновь подскочили до 25 долларов за баррель.
Касьянов, принимая во внимание, "что ситуация на нефтяном рынке стабилизировалась", уступил требованиям российских нефтяных баронов, которые побуждали его пойти наперекор ОПЕК. Премьер-министр объявил, что в течение двух месяцев Россия "вновь выйдет на уровень экспортных поставок, который был до введения ограничений". Российские компании сделали большие инвестиции в производство и рассчитывают в этом году выйти на рекордный уровень добычи. Внутренний рынок переполнен, и цены на нем упали до 5 долларов за баррель, что заставляет нефтяные компании терпеть убытки. Сложившаяся ситуация подталкивает Россию отказаться в ближайшие два месяца от взятых обещаний.
Серьезное сопротивление
Но этот подарок правительства "Лукойлу", "Юкосу" и другим компаниям сопровождается серьезными контрмерами. Одновременно Михаил Касьянов заявил о повышении тарифов на экспорт нефти от 9,2 до 20,7 долларов за тонну. Следовательно, правительство рассчитывает одержать победу "на всех фронтах": рост экспорта и, следовательно, числа сделок, заключаемых нефтяными компаниями, гарантируют новый приток налоговых поступлений.
В январе Россия долго колебалась, уступить ли требованиям ОПЕК или нет: с 17 долларами за баррель, страна с трудом могла уложиться в бюджет 2002 года. Но, с другой стороны, ограничение экспортных поставок угрожало потерей части рынка. А Владимир Путин назвал приоритетной разработку новых месторождений, открытых в конце 80-х годов. Ограничения также внушали большие опасения нефтяным компаниям: "Мы всегда были против ограничений. Поступать так - значило дарить части рынка другим производителям", - говорит пресс-секретарь компании "Юкос", Александр Шадрин. Этот аргумент, без сомнения, был весомым, к тому же россияне договорились с американцами об увеличении поставок: Вашингтону выгодно покупать нефть по более низким ценам, чем те, что предлагает ОПЕК. Соединенные Штаты считают Россию идеальным дополнительным энергетическим двигателем, в связи с нестабильностью на Ближнем Востоке. В последние недели участились встречи между российскими и американскими представителями, работающими в сфере энергетики. Нет никаких сомнений в том, что это досье займет одно из главных мест в списке вопросов, которые будут обсуждаться на саммите Буш-Путин на будущей неделе.
Короче говоря, как пишет во вчерашнем номере одна столичная экономическая газета, Россия "меняет ОПЕК на дружбу с Америкой". Все это, естественно, не нравится вышеупомянутой ОПЕК, руководитель пресс-службы организации Абдулрахман аль-Хераиджи (Abdurrahman al-Kharaigi) отметил вчера, "что на рынке на данный момент достаточное количество нефти", и нет "никакого повода для увеличения поставок". С другой стороны ОПЕК "рассчитывает на помощь России, чтобы поддерживать приемлемый уровень цен". На это рассчитывать трудно: после заявления Касьянова, цена за баррель упала на 30 центов в Лондоне, теперь курс составляет 26, 08 долларов за баррель.