Владимиру Путину предстоит еще пройти долгий путь, прежде чем ему удастся убедить Запад в своих демократических убеждениях. Начиная с жесткого подавления чеченских сепаратистов (методами, полностью соответствующими рецептуре Ельцина), и заканчивая методами, используемыми им для ликвидации независимых средств массовой информации - во всем этом он чаще напоминает нам бывшего агента КГБ, нежели руководителя, с нетерпением жаждущего вступить в ряды НАТО или Европейского Союза.
Но ситуация в сегодняшней России уже не столь хаотична и ненадежна, и она, похоже, начинает извлекать дивиденды из растущего экспорта нефти. Западные лидеры считают, что не стоит закрывать глаза на небольшое зло, и предпочитают верить обещаниям Путина о проведении постепенной либерализации. Так, в течение всего лишь нескольких дней, мы стали свидетелями падения главных преград, стоявших на пути полной нормализации отношений. Важный момент для обеспечения международной безопасности в эту эпоху новых террористических угроз.
За короткий период времени Россия оформила свое вхождение в состав НАТО, приняв к сведению советы Атлантического Альянса, и также вместе с Соединенными Штатами приняла решение о радикальном сокращении своего ядерного арсенала. Правда, ядерные боеголовки можно будет сохранить, а не уничтожать, но они, как минимум, перестанут быть развернутым оружием, а одно это уже значительно уменьшает опасность нового ядерного столкновения. Кроме того, во время своего предстоящего на следующей неделе визита в Москву Джордж Буш (George Bush) подпишет соглашение, в соответствии с которым Россия, хотя и неохотно, согласится с американскими "звездными войнами" и противоракетным щитом.
Естественно, для того, чтобы произошел такой переворот, необходимо было не только сотрудничество Запада, обязательным условием являлось и окончательное изменение точки зрения Путина на политику. Всего лишь пару лет назад, когда русские во время оккупации Косово занимали аэропорт в Приштине, правительство Москвы еще мечтало о роли сверхдержавы, способной конкурировать с Соединенными Штатами и НАТО. Дело в том, что Путин усвоил, в конце концов, то, что Горбачев и Ельцин полагали возможным избежать: для России, уже не имперской, нет иного пути для развития и процветания, кроме как продвигать по третьему, свободному пути. И именно это изменение курса воплощается сегодня в соответствующих договорах и соглашениях.
Но последнее слово еще не сказано: общественное мнение россиян отнеслось к утрате имперских амбиций не так, как их президент, и может обернуться против него. Но все же прогресс в экономике и процесс либерализации вскоре смогут уменьшить эту опасность.