И вот он несется к облакам, уверенно сопровождаемый двумя молодыми девами, которые символизируют свободу и победу, и входит в когорту бессмертных, как раньше в нее входили римские императоры. Однако человек, изображенный на картине - не божественный император, а демократически избранный, исключительно земной глава государства: Джордж Вашингтон (George Washington) - первый президент Соединенных Штатов Америки.
Фреска украшает купол Капитолия в Вашингтоне. В архитектуре здания чувствуется дух Пантеона, в котором древние римляне почитали своих богов. Он назван по имени одного из семи холмов Вечного города, а точнее, по имени того холма, на котором располагался античный Сенат. Отцы-основатели Америки усердно делали займы, чтобы продемонстрировать амбиции своего народа. Молодая страна должна была стать новым Римом.
Действительно, некогда столь мощная мировая империя повторяется в некоторых аспектах своей истории в политике своего нынешнего преемника. Великая держава, разумеется, всегда должна угнетать и завоевывать другие народы, чтобы стать великой в принципе. Этот механизм не менялся в течение тысячелетий. Но удивительные параллели прослеживаются и в других деталях. Например, между завоеванием Испании в конце третьего столетия до рождества Христова и последней войной в Афганистане.
Сама Испания не была империей зла. Но страна на окраине известного тогда мира служила плацдармом и кладовой сырья для враждебных пунийцев (так римляне называли "карфагенян" - финикийцев - прим. пер.), представлявших там своего рода оккупационную власть. Там было в избытке драгоценных металлов, олив, вина, зерна и рыбы. После того, как они понесли чувствительные поражения в ходе пунических войн и потеряли богатую Сицилию, римский полководец Сципион обратился в 210 году до рождества Христова к Испании, чтобы уничтожить пунийцев и обезопасить Иберийский полуостров. Тамошние оливковые рощи были столь плодовитыми, что под Римом до сих пор возвышается громадный холм из осколков амфор, в которых хранилось масло. Тогда тоже речь шла о важном сырье, пусть даже и не о нефти.
Античное государство-изгой
То, что в ходе этой войны пришлось страдать Испании и ее жителям, римлян не волновало, даже если эта страна и не являлась родиной их врага. Точно так же, как сегодня, американцы понимают, что их налеты на Афганистан наносят ущерб мирному населению, хотя "Аль-Каида" - организация не местная, она всего лишь обосновалась в этой стране.
Римлянам удалось быстро завоевать южную часть Иберийского полуострова. Но это поначалу мало, что изменило. У власти остались старые элиты, они послушались теперь римским, а не пуническим господам. Если бы афганские князья войны изучали историю Испании, они бы, наверняка, могли извлечь для себя кое-что полезное из оппортунизма местных господ.
В древности римляне представляли себя как посланников "гуманизма", человечности, цивилизации, культуры. Этими ценностями они одарили "варваров". Они благосклонно наблюдали за тем, как испанцы стали носить по римской моде тогу. С таким же удовлетворением западный мир воспринимает сегодня то, как афганские женщины снимают паранджу. Если римляне, спустя несколько дней после завоевания Испании, организовали бои гладиаторов, то прекрасной параллелью этому может служить демонстрация фильмов о Рэмбо, которая началась в кинотеатрах через неделю после взятия Кабула.
Когда южная часть Иберийского полуострова попала под римский контроль, история, собственно, этим и могла бы завершиться. В остальной части страны - на дикой и мало населенной территории - не было сколь либо ценных сырьевых ресурсов. Однако последовала почти 200-летняя кровавая война против испанских племен, которые благодаря своей партизанской тактике долгое время превосходили, действуя на непроходимой местности, римские войска. Север превратился в некое "государство-изгой", против которого необходимо было вести войну, чтобы обеспечить мир. Только Августу на рубеже тысячелетий удалось окончательно "умиротворить" Испанию. Первоначальная причина римского вмешательства - уничтожение пунического господства - была уже давно забыта.
Афганец в качестве президента США?
А что же Афганистан? Может, через одно или два столетия какой-нибудь афганец будет приведен к присяге в качестве президента Соединенных Штатов, как испанец Траян (Trajan), который занял в 98-м году трон римской империи, не будучи урожденным гражданином страны-метрополии. Никогда она не была мощнее, чем в годы его правления.