Белый Дом подвергся резкой критике после того, как вынужден был признать, что президент был проинформирован об угрозах угонов самолетов
Выражение "президент - Тефлон" придумано в Соединенных Штатах. Так прозвали президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan), поскольку политические скандалы проскальзывали мимо него, оставляя его незапятнанным. Билл Клинтон (Bill Clinton) подтвердил меткость этого выражения: любовник Моники (Monica), человек, которому угрожал "импичмент", кончил тем, что бил рекорды популярности. И вот, несколько дней назад, пришла очередь Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) доказать, что грязью его репутации не замарать.
С трудом избранный в 2000 году, президент-республиканец создал свою популярность в исторический день в день террористической бойни в Манхэттене и Пентагоне. До этого дня его рейтинг плавал вокруг отметки 50%. Затем он начал "заигрывать" с 90%, чтобы сегодня стабилизироваться на отметке 70-75%. Может ли неожиданный поворот разрушить то, что было "создано" трагедией 11 сентября? Таковы ставки полемики, разыгравшейся сегодня в Белом Доме, вокруг предупреждений ЦРУ об опасности Усамы бен Ладена (Oussama ben Laden), сделанных прошлым летом.
Сомнительно, чтобы президент, предупрежденный 6 августа об угрозе угона гражданских самолетов в американском небе, был способен помешать бойне. Фактов - мало, и последнее слово следствия еще не сказано. Но политический смысл - прозрачен: за 7 месяцев до выборов в Конгресс, которые могут изменить расклад сил в Вашингтоне, противники Джорджа Буша-младшего хотят ослабить степень его популярности, другими словами, нанести удар по образу энергичного и компетентного военного лидера.
Вдобавок к финансовому скандалу "Enron" и промедлению в палестино-израильском вопросе, демократы уже нашли новое оружие против победителя талибов и "Аль-Каиды". Нужно вновь сделать Джорджа Буша уязвимым в глазах американцев, и выбить республиканцев из седла в самом начале избирательной кампании, которая может завершиться сменой большинства, как в Конгрессе, так и в Сенате.
Джордж Буш ведет бой на двух фронтах. Во-первых, он отвечает встречным огнем: "Если бы я знал в то утро, что враг собирается использовать самолеты для убийства, я бы сделал все возможное для защиты американского народа", - уверял он вчера. Более того, он подтвердил, что Белый Дом, начальник генштаба и ЦРУ разрабатывали план атаки против сети Усамы бен Ладена еще до 11 сентября. Затем президент решил "набрать высоту": он просил Конгресс и, в особенности, демократов, не "делать политику" на "могиле 3000 жертв терроризма". Однако мобилизация в обоих лагерях ускорилась.
Для демократов последние события стали сигналом: предполагаемые кандидаты начали бросаться на амбразуру президентских выборов 2004 года. Вслед за лидерами фракций в Конгрессе, Томом Дэшлом (Tom Daschle) и Ричардом Гепхардом (Richard Gephardt), пришла очередь сенатора Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) заявить, что Джордж Буш-младший "должен как можно скорее ответить на вопросы, которые задают столько американцев и нью-йоркцев". Ее коллега Джозеф Либерман (Joseph Lieberman), проходивший два года назад по тому же списку, что и Ал Гор (Al Gore), и республиканец-нонконформист Джон Маккейн (John McCain), потребовали создания "независимой следственной комиссии".
Республиканцы, и (менее явно), президентская администрация призывают остановить так называемую "демократическую истерию". "Нет ничего более достойного презрения - и это еще мягко сказано - чем инсинуации о том, что президент, якобы, ничего не предпринял против атаки, хотя знал о ее неизбежности", - утверждает республиканец Трент Лотт (Trent Lott), лидер меньшинства в Сенате.
В Нью-Йорке, в четверг вечером, вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) выступил с разоблачениями "подстрекательских мыслей" у критиков Белого Дома. Он хочет верить в эффект "Тефлона", и надеется, что демократы "перегорят" на выборах 5 ноября.
Бушу-младшему докладывали об угрозе захвата террористами самолетов ("The Washington Post" , США)