Как всегда у Вуди Аллена (Woody Allen), название его новой комедии "Hollywood ending" интригует. Идет ли речь о конце Голливуда, "фабрики грез", с его легкими как воздух комедиями; или об исчезновении определенного взгляда на жизнь и комментариев к ней? Или это просто напоминание о хэппи-энде, которым завершаются все голливудские фильмы, в том числе и этот : романтическая любовная комедия и одновременно размышление о профессии киношника? Попробуй, догадайся, ведь Вуди - мастер уходить от ответа, словно он хочет лишний раз застраховать свою свободу автора-режиссера и актера.
В "Hollywood Ending" он предстает в образе некоего Вэла Ваксмена (Val Waxman), нью-йоркского режиссера-невротика, который вкусил славы, но сейчас снимает дешевые рекламные ролики. Однажды вечером его бывшая жена (Теа Леони) убеждает своего друга-продюсера (Трит Вильямс) заставить Вэла снять "дорогой" фильм под названием "Город, что никогда не спит". Контракт подписан, актеры приглашены, все идет хорошо, но в первый день съемок Вэл неожиданно слепнет┘
Совершив молниеносный визит в Париж, и прежде чем отправиться на открытие Каннского фестиваля, Вуди Аллен согласился рассказать о своем фильме и о своей любви французской публике, которая всегда хорошо его принимает.
"Le Figaro". - Почему Вы так долго отказывались посетить Каннский фестиваль, а сегодня, наконец, согласились?
Вуди Аллен. - Я редко участвую в кинофестивалях. В основном из-за отсутствия желания: мне всегда казалось, что мой приезд был бы слишком хаотическим, тяжелым и создал бы слишком много шума; к тому же, на самом деле я никогда не верил в возможность соревнования в области кино. Обычно я предпочитаю оставаться дома, сидеть в своем кресле и писать, но на этот раз я подумал, что французы всегда были столь милы, что я не имею права отказаться от приглашения. К тому же, я думаю, что в этом году моем распоряжении есть хороший фильм, как говорят о нем в мире кино.
Вы согласились участвовать в церемонии присуждения премии "Оскар" по той же причине?
Нет. Я делаю это в пользу Нью-Йорка. Когда организаторы связались со мной, то сказали, что в связи с событиями 11 сентября, они решили сделать монтаж кадров из фильмов, снятых в Нью-Йорке, в знак солидарности с городом. Правда, я получил оба приглашения одновременно, но не думайте, что мне было откровение свыше, это простое совпадение!
Вы говорите, что "Hollywood Ending" - фильм, весьма подходящий для Каннского фестиваля, лишь потому, что он говорит о кино, или еще потому, что это история любви?
Это фильм о киноиндустрии, а в Каннах все интересуются этим. К тому же, главный герой - режиссер. Это легкая комедия, я подумал, что людям она понравится. Но я мог ошибиться!
После просмотра фильма меня не оставляют сомнения: персонаж слепнет, потому что снимает плохой фильм и не хочет его видеть; или он - хороший режиссер, поскольку ему удается снять хороший фильм, даже будучи слепым?
Он слеп лишь потому, что это комическая сторона фильма. Я всегда думал, что не обязательно видеть, чтобы снимать кино. Конечно, это символично, но истина состоит в том, что искусство в любых своих формах, будь то фильм, картина или музыка, должно исходить от сердца, а не от ума. Если бы режиссер был зрячим, нет никакой уверенности в том, что он снял бы лучший фильм. Он внушил бы себе мысль о том, что создает произведение искусства, действовал бы сознательно, манипулировал бы идеями. Я думаю, что творческие способности человека рождаются вместе с ним, и ничего общего не имеют с интеллектом. У режиссера из "Hollywood Ending" есть этот врожденный дар. Он не такой, как большинство голливудских режиссеров, которые интересуются одним лишь финансовым аспектом. Он такой же, как и я и люди из моего окружения, фильм приходит к нему, как молния. В Америке любят говорить, что вначале следует показать фильм во Франции, чтобы затем и в Америке его оценили по достоинству. Итак, режиссер, даже не видя своего фильма, смог снять шедевр.
Но Вы вполне могли подумать, что смешны как раз французы, а не американцы!
Иногда и французы смешны! (смеется┘)
В конечном счете, американцы - слепы, поскольку не понимают достоинств фильма, а французы ничего не видят в своем снобизме, не так ли?
И то, и другое объяснение подходит: режиссер доказал, что американцы не ценят артистов, в отличие от французов. У французов есть одна забавная черта: они замечают детали, на которые американцы не обращают никакого внимания. Многие американские актеры снимались во Франции, прежде чем обрели известность.
Что больше вдохновляет вашего персонажа: съемка фильма или возвращение бывшей жены?
И то и другое важно┘ с его точки зрения! Он, в самом деле, хочет довести фильм до конца, но в жизни человека личные проблемы всегда стоят выше профессиональных.
"Hollywood Ending" - это честь Голливуду или сатира?
Это, конечно же, сатира, но главная мысль в другом. Я хотел снять фильм в духе Чарли Чаплина, мне было любопытно наблюдать за актером, который борется за свое искусство в сложных ситуациях.
Вы чувствуете себя более спокойно?
Нет. Поскольку три мои последних фильма были комедиями, создалось впечатление, что мой герой стал спокойнее и счастливее. Но в моей следующей ленте, я вновь обращусь к очень нервному персонажу. Фильм будет комическим, но куда более серьезным, чем "Hollywood Ending".
Но в конце картины Вы, тем не менее, кажетесь умиротворенным, не так ли?
Все кончается хорошо, поскольку мечты героя сбываются: к нему возвращается жена, фильм имеет успех, и он отправляется жить в Париж. Это "хэппи-энд", в голливудском духе.
Верите ли Вы, что в любви бывает второй шанс после развода?
С тем же самым человеком? Я иногда узнаю из газет о том, что знаменитости женятся вторично и живут счастливо. Но мне это кажется странным, поскольку в браке и в разводе столько бумагомарания!
Комедия "повторного брака" - тема, частенько повторяющаяся в Голливуде?
Тема - четко обозначена, во всяком случае, она полностью вписывается в мой фильм. В то же время, не было никакой внешней инспирации, я просто сказал себе: было бы забавно сыграть слепого режиссера, который вынужден притворяться зрячим. Мне было интересно узнать, в каком жанре ему следовало бы снимать фильм, чтобы добиться результата. Романтический и сатирический аспекты отходят на второй план.
Почему Вы отдали полный текст сценария лишь Тее Леони и Триту Вильямсу, а не другим актерам?
Лишь потому, что актеры сами не любят, когда им заранее дают сценарий. Они предпочитают открывать для себя дальнейший ход событий постепенно. К тому же они играют более спонтанно, если не знают всей истории.
Они словно играют "вслепую", это тест на слепоту?
Да, они ничего не видят! (смеется).
Но Теа Леони знала, чем кончится история, почему ей выпала такая честь?
Поскольку Теа гораздо чаще появляется в кадре, чем Дебра Мессинг (Debra Messing) или Джордж Гамильтон (George Hamilton).
Почему Вы выбрали на эту роль именно Теу Леони?
Я заметил ее в фильме "Заигрывая с несчастьем" ("Flirting with Disaster"), и я всегда хотел работать с ней. Она - прекрасная комическая актриса, очень умная, также как Джоди Фостер (Jodie Foster) или Мерил Стрип (Meryl Streep).
Как Вы объясните то, что многие знаменитые актрисы соглашаются сниматься в Ваших фильмах, хотя не получают больших гонораров и первых ролей.
Действительно, я часто приглашаю талантливых актрис и предоставляю им большую свободу, и благодаря этому, они играют превосходно. Не потому, что я - режиссер, но потому что я даю им свободу игры. Вначале я думал, что мне нравится фильм, потому что я сам в нем снимаюсь, потому что я - "звезда". Но затем актрисы "похитили" у меня эту "звездность", ведь они играют так прекрасно! Я приглашаю только очень хороших актрис, таких как Теа Леони, Дайан Китон (Diane Keaton) или Голди Хоун (Goldie Hawn).
Что Вы думаете о критиках?
Их так много! Они всегда был благосклонны ко мне, даже восторженны. Я им очень признателен, и иногда мне кажется, сто я - их создание.
А Вам самим нравится быть режиссером? Легко ли режиссерам снимать Вуди Аллена?
Да, очень легко, поскольку мне хорошо известны все проблемы, с которыми сталкивается режиссер.
(Мы благодарим Энтони Папалиа (Anthony Papalia)за помощь).