Эндрю Кучинс - директор российских и евразийских программ в Фонде Карнеги за международный мир
Москва. - Саммит, который планируется провести на этой неделе в России, по словам президента США Джорджа Буша, ознаменует собой важную веху в процессе "ликвидации наследства Холодной войны".
При наличии договоренностей о сокращении ядерных вооружений и новых отношений между Россией и НАТО, лидеры двух стран уверены, что им удастся достигнуть конкретных результатов, которые станут итогом интенсивных усилий, направленных на выстраивание новых российско-американских отношений.
США и России предстоит пройти еще долгий путь, чтобы стать союзниками. По-прежнему сохраняется дефицит доверия, устранение которого потребует времени и усилий. Обе страны лучше всего назвать союзниками - хотя и очень не равными - которых объединяют серьезные интересы и которые могут помочь друг другу в продвижении национальных интересов. Партнеры, даже союзники, не придерживаются общих точек зрения по всем вопросам, однако фундамент для реального сотрудничества сегодня значительно крепче, чем во времена после распада СССР.
Более чем через 10 лет после окончания Холодной войны россияне рассматривают Запад - как Европу, так и США - в качестве важного партнера в области модернизации экономики и сфере безопасности. Россиян, возможно, беспокоит глубокая ассиметрия американо-российских отношений, тем не менее, президент Путин и многие граждане этой страны смирились с существующим на настоящий момент положением России в мире и более не вынашивают имперских амбиций.
Видение Путиным будущего России можно сравнить с концепцией Дэн Сяопина (Deng Xiaoping), более 20 лет назад пришедшего к выводу, что для восстановления влияния Китая на международной арене, необходимы долгосрочная программа восстановления национальной экономики и повышение уровня благосостояния народа.
Критики внутри страны, недовольные политикой российского президента по отношению к США после 11 сентября, утверждают, что Путин сделал серьезные уступки Америке в обмен на весьма не большие дивиденды. Его прозападную внешнюю политику можно сравнить с политикой советского экс-президента Михаила Горбачева, которого также критиковали за то, что он уступал много, а взамен получал мало. Россияне в ходе войны в соседнем Афганистане "получили": свержение режима Талибан, уничтожение баз Аль-Каиды и, по крайней мере, временную стабилизацию страны. Интересы США и России тесно переплетаются в Афганистане.
Поскольку главная цель Путина - модернизация экономики страны, он готов пойти и на дальнейшие уступки, которые один отставной генерал окрестил "геополитическим самоубийством". В обмен Путину нужно признание России в качестве важного партнера Запада и более солидная поддержка его начинаний в области экономики. Поэтому, например, столь важны поддержка США быстрого вступления России в ВТО и новые отношения между Россией и НАТО.
Процесс сближения России и США опираться не только на Путина. За пределами России многие наблюдатели считают, что его позиции становятся более шаткими, благодаря тому, что он проводит прозападную политику. Хотя, проводя свой внешнеполитический курс, он значительно оторвался от многих стратегов в области внешней политики и национальной безопасности, его начинания находят серьезную поддержку среди россиян. Большая часть российской внешнеполитической элиты сражается за преодоление негативных последствий Холодной войны и восстановление статуса супердержавы, а это подпитывает ее недружелюбное отношение к США.
Результаты исследований, проведенных за последние 10 лет, тем не менее, неуклонно свидетельствовали о том, что большинство россиян позитивно относятся к США. Так опрос общественного мнения, проведенный прошлой осенью Фондом "Общественное мнение", выявил, что 69% россиян выступают за сближение с США, а 65% респондентов - поддерживают идею установления союзнических отношений между США и Россией.
Со стороны США в основу американо-российских отношений должны быть положены скорректированные цели в области внешней политики и национальной безопасности, включающие (1) успешное проведение антитеррористической кампании; (2) новые меры по предотвращению распространения оружия массового поражения и средств его доставки; (3) мирное урегулирование спорных вопросов с Китаем, превращающимся в супердержаву; (4) обеспечение стабильных поставок энергии в мировом масштабе.
Представленный в статье перечень целей отнюдь не является исчерпывающим, однако вряд ли можно серьезно оспорить их важность или же утверждать, что они могут быть достигнуты без помощи России. В действительности, ни одна другая страна не может оказать США помощь на пути реализации этих целей, сопоставимую с той, что способна предоставить Россия.
Россия, благодаря своему уникальному географическому положению и богатым естественным ископаемым, имеет крайне важный потенциал, благодаря которому США могут реализовать эти ключевые цели.
Однако г-н Буш не должен говорить о том, что США готовы к сделке Фауста: принять поддержку Москвы в войне против терроризма и в области национальной безопасности в обмен на игнорирование растущего авторитаризма и нарушений прав человека в Чечне.
Буш должен последовательно и публично заявить о том, что модернизация экономики не является единственным достаточным условием более тесной интеграции России с Западом. Прогресс в области экономики должен сопровождаться процессом создания открытого и демократического гражданского общества. В противном случае Россия никогда не превратится в полноценного партнера Запада.