Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Московский саммит: настроенный на сотрудничество с Россией, Буш-младший тем не менее намерен обсудить с Путиным Чечню и продажу российского оружия Ирану

В планах г-на Буша-младшего фигурирует просьба к г-ну Путина прекратить передачу Ирану ядерного опыта и технологий баллистических ракет

Московский саммит: настроенный на сотрудничество с Россией, Буш-младший тем не менее намерен обсудить с Путиным Чечню и продажу российского оружия Ирану picture
Московский саммит: настроенный на сотрудничество с Россией, Буш-младший тем не менее намерен обсудить с Путиным Чечню и продажу российского оружия Ирану picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как говорят официальные представители американской администрации, президент США Джордж Буш-младший, отправляясь на этой неделе в Москву, намеревается закрепить переход от конфронтации к сотрудничеству с Россией, но он также преисполнен решимости оказать давление на российского президента Владимира Путина в вопросах поставок российского оружия Ирану, войны в Чечне и в других нерешенных делах.

21 мая 2002 года. Как говорят официальные представители американской администрации, президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), отправляясь на этой неделе в Москву, намеревается закрепить переход от конфронтации к сотрудничеству с Россией, но он также преисполнен решимости оказать давление на российского президента Владимира Путина в вопросах поставок российского оружия Ирану, войны в Чечне и в других нерешенных делах. Г-н Буш-младший привезет с собой договор о ядерных вооружениях, согласно которому обе страны резко сократят свои ядерные боезаряды, а также обязательство установить более тесные отношения между Организацией Североатлантического договора (НАТО) и увядшей сверхдержавой, для сдерживания которой и был создан этот западный альянс.

Во время бесед г-на Буша-младшего с г-ном Путиным Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) хочет расстаться с большей частью разговоров об армиях и идеологии в пользу таких тем, как контртерроризм и экономическая реформа. Однако приспособление правил и привычек Европы к сложной военной и политической бюрократии России потребует времени и немалого уговаривания, говорят официальные представители американской администрации и аналитики.

В планах г-на Буша-младшего фигурирует просьба к г-ну Путина прекратить передачу Ирану ядерного опыта и технологий баллистических ракет. Впервые два президента будут подробно обсуждать вопрос, который давно уже омрачает американо-российские отношения. Американская администрация считает, что российские фирмы и ученые помогают Ирану, которого г-н Буш-младший назвал в январе с.г. составной частью "оси зла", разрабатывать оружие массового поражения (ОМП).

Поскольку г-н Путин надевает кандалы на средства массовой информации (СМИ) своей страны и продолжает войну в Чечне, официальные представители США признают, что американская администрация должна решить, как совместить свое стремление к более дружественным отношениям с оцепенением, которое у нее вызывают некоторые действия и методы г-на Путина. "Мы порешили, что больше не будем противниками. Мы порешили, что будем друзьями. Но мы пока не знаем, что эти друзья будут делать вместе, - заявил один официальный представитель государственного департамента США. - Главное, что нужно для наших отношений, это дух творчества. Что там будет в нашей повестке?" Другой специалист по России сказал, что отношения между двумя сторонами "еще предстоит выстроить".

Нынешний визит будет для г-на Буша-младшего первой поездкой в Россию, а потому показатель помпезности будет высоким. Он проведет официальные встречи в Кремле, отобедает с г-ном Путиным у него в доме, затем поедет в Санкт-Петербург, город больших каналов Петра Великого. Г-н Буш-младший встретится с руководителями деловых кругов, приободрит удрученные российские СМИ, проконсультирует религиозных деятелей и обратится к учащимся по национальному телевидению. Значительное время зарезервировано для бесед с глазу на глаз между г-ном Бушем-младшим и г-ном Путиным, которые встречаются в третий раз за 12 месяцев.

Американские советники пришли к выводу, что г-н Буш-младший добивается большей эффективности на небольших персональных форумах, чем когда читает по бумажке в присутствии многочисленной делегации. Г-н Буш-младший чувствует, что у него с г-ном Путиным установилась позитивная связь; когда он с ним встречался в прошлом году, то сказал об этом бывшем офицере Комитета государственной безопасности (КГБ) следующее: "Я сумел постичь его душу".

Еще до того, как они обменяются рукопожатиями в Москве - после того, как г-н Буш-младший прибудет в четверг после своего выступления в берлинском Рейстаге - два президента согласились сократить на две трети к 2012 году стратегические ядерные боезаряды сторон. Многие детали этого договора остаются неуточненными, но предсказуемость этой сделки нравится г-ну Путину, тогда так ее гибкость удовлетворяет Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.).

Пожалуй, не менее важно, что министры иностранных дел НАТО на прошлой неделе согласились предоставить России более сильный голос в обсуждении таких вопросов, как терроризм, распространение в мире вооружений, противоракетная оборона (ПРО) и миротворческая деятельность. Этот пакт простирается значительно дальше прежних соглашений, в то же время гарантируя, что Кремль не будет иметь права вето на решения НАТО.

Профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол (Michael McFaul) сказал, что первая поездка г-на Буша-младшего в Москву и Санкт-Петербург будет последней встречей, которую можно с полным основанием называть американо-российской "конференцией на высшем уровне". "Это будет такой саммит, который наверняка поставит точку на всех саммитах, - сказал г-н Макфол. - Во многих отношениях серьезные проблемы американо-российских отношений и отношений России с Западом уже решены".

Один высокопоставленный официальный представитель США с энтузиазмом говорил о потенциальном возврате России к нормальности, через 85 лет после большевистской революции. Согласно этим взглядам, Москва тяжело и неравномерно движется в направлении более открытой экономики, конструктивных внешних связей и некоторой политической свободы. Считается, что со временем и при желании такие проблемы, как правительственные кампании против свободы слова, злоупотребления российских солдат в Чечне и неотрегулированные отношения в предпринимательстве, могут быть решены. "Мы нацелены на этот великий исторический поворот России. Это историческая возможность", - сказал этот высокопоставленный официальный представитель, при этом быстро добавив, что Москва в прошлом нередко разочаровывала возвышенные ожидания.

Бывший посол США в Советском Союзе Джек Мэтлок (Jack Matlock) сказал, что интеграция (России) в Европу обязательно произойдет. "Единственный вопрос, насколько это будет легко сделать, сколько для этого потребуется времени и насколько несовершенной будет эта интеграция, - сказал г-н Мэтлок, в настоящее время работающий в Принстонском университете. - Это происходит помимо нашей воли, хотя ни в одной области нет необратимых подвижек".

В самое ближайшее время это можно будет проверить, когда американская администрация потребует от г-на Путина ограничить передачу технологий Ирану, где Россия помогает строить ядерный реактор в городе Бушер, а ее ученые делятся опытом разработки ракет. Проблемой являются и поставки обычных вооружений. "По ряду вопросов г-на Буш-младший намерен сказать 'Стоп!'", - заявила вчера советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice).

Российские официальные лица по-разному реагируют на жалобы Вашингтона, касающиеся проблемы распространения ядерного оружия. "Некоторые заявляют 'Мы согласны', - сказал один официальный представитель США. - Некоторые говорят 'Это все в прошлом'. И это одна из причин, почему, по нашему мнению, более систематические и всеохватывающие обращения к этой теме (на переговорах) будут играть важную роль".

Леон Фуэрт (Leon Fuerth), который был советником по национальной безопасности вице-президента Эла Гора (Al Gore), сказал, что администрация Клинтона (Bill Clinton) неоднократно ставила иранский вопрос перед российским президентом Борисом Ельциным и другими, однако результаты были неоднозначными. Он сказал, что г-ну Путину, возможно, удастся сделать то, чего не сумел г-н Ельцин. "Путин знает, какие нажать кнопки, чтобы выяснить, что в действительности происходит, - сказал г-н Фуэрт, который сегодня преподает в Университете Джорджа Вашингтона. - Если его правительство хочет более глубоко и постоянно заняться этим вопросом, то у человека, который стоит на самом верху, имеются все качества, личные и профессиональные, чтобы это сделать".

В следующем месяце Соединенные Штаты формально выйдут из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, несмотря на возражения российской стороны. Американская администрация также заставила Москву ощетиниться, направив свои войска в бывшую советскую республику Грузия, чтобы бороться с терроризмом. Усиливается американское присутствие в Средней Азии, где строятся военные базы США. Все это делается с благословения г-на Путина, которое он дал после 11 сентября. Что касается ПРО, Белый дом предлагает ограниченное сотрудничество российскому правительству, которое глубоко расстроено планами США по наращиванию своей военной мощи, особенно в период, когда у Москвы мало денег. "Мы это обсуждаем, - сказал один официальный представитель американской администрации. - Россияне колеблются. Они не хотят отказываться от своей принципиальной позиции. Они начинают менять свои представления, но мы еще посмотрим, как далеко и насколько быстро они пойдут".

Г-н Путин в особенности желает экономической интеграции, включая иностранные инвестиции в устаревшую экономику, которая страдает от коррупции, бюрократической волокиты и отсутствия регулирования. Торговая палата США сообщает, что прямые американские инвестиции в Россию с 1991 года составили 6 млрд. долл. по сравнению с 7 млрд. долл. с 1989 года, инвестированными в Венгрию, страну, которая примерно в 15 раз меньше России.

Несмотря на прогресс в американо-российских отношениях, даже тот официальный представитель американской администрации, который был настроен оптимистично, уступил: "Это Россия. Невозможно знать, что нас ждет в будущем".