Сэм Нанн одно время был председателем сенатского комитета по делам вооруженных сил. Уильям Перри являлся министром обороны. Генерал ВВС Юджин Хэбигер в прошлом командовал стратегическими ядерными силами Соединенных Штатов
21 мая 2002 года. На этой неделе в Москве президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и президент России Владимир Путин подпишут договор, который предусматривает сокращение в ближайшие 10 лет количества ядерных боевых блоков на американских и российских ракетах большой дальности стрельбы. Сокращение количества ядерных боезарядов имеет жизненно важное значение и должно рассматриваться как большой шаг вперед, но совершенно очевидно, что есть более неотложные дела.
Президенту Бушу-младшему это известно. Задолго до 11 сентября он говорил об угрозе, которую представляют утраченные ядерные материалы, государства-изгои, кражи ядерных боеприпасов и компонентов и случайные пуски ракет. Он говорил о необходимости "ограничить распространение в мире ядерных материалов и средств доставки ядерного оружия" и о необходимости "сократить спрос на ядерное оружие, взявшись за решение проблем безопасности, которые волнуют тех, кто отказывается от такого оружия". Он сказал, что Соединенным Штатам "следует вывести из боевого состава стратегических ядерных сил (СЯС) как можно больше ядерных систем оружия, которые сегодня находятся в готовности к немедленному боевому применению.
На своем предыдущем саммите с г-ном Путиным г-н Буш-младший сказал: "Нашим высочайшим приоритетом является недопущение попадания оружия массового поражения (ОМП) в руки террористов". Перед администрацией США стоит задача разработать связную стратегию для достижения намеченных президентом целей. Пока что она этого не сделала.
Самой вероятной, самой насущной и самой потенциально разрушительной угрозой для Америки является ядерный терроризм. Мы вступили в новую ядерную гонку - на этот раз между террористами, стремящимися к обладанию ядерным оружием, и нами, прилагающими усилия к тому, чтобы им в этом помешать. Приобретение ядерных материалов является для террористов самым трудным делом, а для нас - самым легким этапом, на котором их можно остановить. Нам и нашим союзникам следует предпринять все возможные шаги с тем, чтобы помочь защитить от угрозы кражи или покупки террористами многие тонны ядерных материалов в России и в других уголках планеты. Но мы этого не делаем.
Выделение ассигнований на программы такого рода остается преимущественно на одном и том же уровне - даже несмотря на то, что при нынешних цифрах потребуются годы, чтобы обезопасить остающиеся 60% ядерных материалов в России, которые пока недостаточно хорошо защищены. Администрации США нужно немедленно выдвинуть новые идеи, провести новые исследования и представить новые выводы, а также привлечь новых партнеров, для того чтобы обезопасить пригодные для ядерного терроризма ядерные материалы, которые хранятся в России и в других уголках планеты.
Что касается политики в отношении ядерного оружия, кое-кто в администрации Буша-младшего задумывается и открыто обсуждает шаги, которые увели бы нас в противоположную сторону от пути, указанного президентом Бушем-младшим, включая, в том числе, такие, как расширение опций ядерных ударов, увеличение числа стран, по которым такие удары планируются, и разработку новых типов ядерных боеприпасов. В основе каждой из этих идей, возможно, лежат рациональные военные соображения, но в совокупности эти идеи заставляют предполагать, что страна с самыми сильными в мире обычными вооруженными силами фактически повышает свою ставку на ядерное оружие и подрывает сотрудничество, которое нам необходимо для защиты Соединенных Штатов от ядерного терроризма. Если наша страна пойдет по этому пути, то мы увеличим нашу способность противодействовать маловероятным угрозам - и уменьшим нашу способность противодействовать более вероятным угрозам.
Мы справлялись с угрозами периода "холодной войны", противодействуя Москве. Но не может быть реалистичного и всеохватывающего плана защиты Америки от сегодняшних угроз, который не был бы основан на сотрудничестве с Москвой. Представляется, что как г-н Буш-младший, так и г-н Путин это понимают, но им надобно привести к этому пониманию свои собственные команды.
На этой неделе:
- (1) Г-ну Бушу-младшему и г-ну Путину следует взять на себя обязательство гарантировать, что ядерные, химические и биологические материалы и боеприпасы в обеих странах находятся в безопасности, хранятся в надлежащих условиях и строго учитываются, договорившись о взаимном мониторинге, который был бы достаточным для того, чтобы успокоить друг друга и остальной мир, что все обстоит именно так;
- (2) Соединенным Штатам и России следует организовать глобальную коалицию против катастрофического терроризма, поощряя и способствуя всем странам в принятии столь же высоких стандартов в отношении защиты ОМП и его основных компонентов от террористов. Организации Североатлантического договора (НАТО) следует сделать этот вопрос приоритетным, а новые отношения с Россией могли бы ей в этом существенно помочь;
- (3) Двум президентам следует настоять на строгом учете и достаточных мерах предосторожности в вопросах хранения тактического ядерного оружия, включая проведение базисной инвентаризации его запасов и взаимный мониторинг. Тактические ядерные боеприпасы наиболее притягательны для террористов - и ценятся ими даже больше, чем делящиеся материалы, а кроме того, они куда более портативны, чем стратегические ядерные боеприпасы. Однако нынешние договоры и соглашения не имеют касательства к проблемам тактического ядерного оружия;
- (4) Обоим президентам следует отдать распоряжение своим военным руководителям разработать и внести, при совместных консультациях и в сотрудничестве друг с другом, изменения в систему боевой готовности своих ядерных сил, с тем чтобы свести к нулю риск непреднамеренного или несанкционированного пуска или просчета (в оценке степени угрозы - прим пер.) и увеличить время принятия решения, которое отводится каждому из президентов, чтобы отдать судьбоносный приказ на пуск. Им следует начать с того, чтобы перевести в более низкую степень оперативной готовности ядерные системы оружия обеих сторон, которые теперь запланированы к сокращению;
- (5) Обоим президентам следует обещать, что договор, который они подписывают, будет дополнен приложениями, обеспечивающими прозрачность, проверяемость, необратимость и стабильность процесса сокращений. Стабильность и необратимость будут существенно повышены, если будет достигнуто согласие демонтировать ядерные боезаряды, которые имеются в арсенале каждой страны.
Нынешний саммит дает президенту Бушу-младшему и нашей нации возможность приблизиться к достижению наших самых приоритетных целей. Нам никто не гарантирует, что такая возможность будет существовать завтра. Мы должны воспользоваться ею сегодня. Слишком многое стоит на кону.