Эми Найт - адъюнкт-профессор Карлтонского университета в Оттаве, является автором книги "Шпионы без плащей: преемники КГБ" (Spies Without Cloaks: The KGB's Successors)
Сейчас, когда президенты Джордж Буш (George W. Bush) и Владимир Путин достигли соглашения по вопросам сокращений своих ядерных арсеналов, а Россия должна войти в новый "Совет Россия-НАТО", большая часть работы, запланированной на встречу на высшем уровне двух глав государств в Москве и Санкт-Петербурге, кажется уже сделанной. Г-н Буш даже располагает таким количеством свободного времени, что, как он сказал недавно министру иностранных дел России Ивану Иванову (так в тексте, речь идет, несомненно, об Игоре Иванове - прим. пер.), он изучает произведения Достоевского, уроженца Санкт-Петербурга.
Г-ну Бушу лучше было бы провести время, читая что-либо из российской истории, начиная с Петра Великого, основавшего родной город г-на Путина Санкт-Петербург в 1703 году. Петр, который был первым царем, ездившим за границу, построил город в качестве "окна в Европу", так как он хотел вытащить Россию из отсталости и сблизить ее с Западом. Но, хотя он и ввел европейские обычаи и даже заставил свое окружение сбрить бороды, Петр остался автократом, управляющим своей страной железной рукой.
Будучи первым после крушения в 1917 году российской монархии руководителем - выходцем из Санкт-Петербурга, г-н Путин имеет много общего со своим предшественником. Как и Петр Великий, который дал своему городу немецкое имя, президент Путин является поклонником Германии, где он служил офицером КГБ и выучил немецкий язык. Г-н Путин тоже, судя по всему, любит ездить за границу и, несомненно, стремится сблизить Россию с Европой и Западом. И все же, когда дело доходит до принятия западных методов демократического управления, г-н Путин также ставит этому определенные ограничения.
Опыт службы Владимира Путина в КГБ делает его особенно склонным играть двойную роль: прагматичного политика за границей и жесткого человека внутри страны. Во время "холодной войны" офицеры КГБ всегда были более приветливы и общительны с представителями Запада, чем российские (советские - прим. пер.) дипломаты. Однако когда эти утонченные чародеи оказывались лицом к лицу с диссидентами или защитниками прав человека внутри страны, они показывали свои зубы.
Г-н Путин, похоже, делает все возможное, чтобы удовлетворить запросы администрации Буша после событий 11 сентября, согласившись на присутствие американских войск в бывших советских республиках Средней Азии, пожав плечами на прибытие американских военнослужащих подразделений специального назначения в Грузию для оказания помощи в подготовке грузинских войск к антитеррористическим действиям, и согласившись с расширением НАТО на восток. Сейчас, после подписания нового договора о контроле над вооружениями, согласно которому ядерные боеголовки России и Соединенных Штатов будут сокращены на две трети, говорят, что г-н Путин рассматривает возможность некоторого сотрудничества с США в деле создания системы противоракетной обороны.
Инициативы г-на Путина и его предложения Западу настолько ослепили американских и европейских официальных лиц, что западные политики, похоже, не видят темные стороны внутренней политики г-на Путина и некоторые тревожащие тенденции в России. Во-первых, конечно, это война в Чечне, которая продолжается уже два с половиной года без проблесков завершения. Человеческие потери продолжают расти, около 300 тысяч чеченцев изгнаны из своих домов, а страна разрушена. Правозащитная группа "Мемориал" заявила на прошлой неделе, что российские войска в Чечне продолжают безнаказанно осуществлять масштабные "зачистки", в ходе которых они грабят дома и убивают гражданское население. К сожалению, г-н Путин не проявил склонности искать политическое решение путем переговоров с лидером чеченцев Асланом Масхадовым. Вместо того, чтобы провести различие между чеченцами, сражающимися за свою национальную идею и исламскими экстремистами, являющимися сторонниками терроризма, г-н Путин мешает их в одну кучу, называя "злодеями", и требует от них полной капитуляции.
Российские власти, всецело опираясь на бывших коллег г-на Путина из спецслужб, настолько удачно подавили независимые средства массовой информации страны, что критика их политики в отношении Чечни - очень громкая во время первой чеченской войны при Борисе Ельцине - практически не слышна. На самом деле, Кремль имеет настолько полный контроль над средствами массовой информации, что вокруг президента сформировался фактический культ личности, сопровождающийся льстивыми сообщениями телевидения и газет.
Несмотря на тревожные предупреждения, поступающие от правозащитных групп, администрация Буша, несомненно, решила отложить данные вопросы в дальний угол во время предстоящего саммита. Г-н Буш и его советники, похоже, убеждены, что г-н Путин уже сделал огромные уступки Западу, и что его нельзя больше заставлять делать что-либо еще без создания угрозы его положению внутри страны. На самом деле, г-н Путин пожертвовал немногим. Мусульманские экстремисты представляют серьезную угрозу для безопасности России и соседних с ней государств, поэтому возложение тяжести борьбы с этой угрозой на плечи американцев соответствует цене присутствия Соединенных Штатов в Средней Азии или даже в Грузии. Что касается согласия России на сокращение ее ядерных арсеналов, то России этот договор нужен больше, чем Америке, так как российское правительство не обладает достаточными финансовыми ресурсами для содержания всего своего ядерного оружия.
Не возражая против расширения НАТО на восток, г-н Путин, вероятно, просто примирился с тем, с чем Россия, как он знает, не может ничего сделать. Он также мог придти к выводу, что важность НАТО как военного альянса в любом случае снижается. Программа создания системы противоракетной обороны представляет для России более серьезную проблему, и позиция Кремля по этому вопросу еще не ясна, однако выполнение этой программы может занять как минимум десять лет, поэтому впереди еще много времени.
Что бы г-н Путин уступил или не уступил Западу, идея о том, что он сталкивается с сильными возражениями внутри страны против его ориентированной на Запад внешней политики имеет под собой мало оснований. Популярность российского президента - его рейтинги поддержки населением оцениваются в 70 процентов - основывается главным образом на крепкой российской экономике, которая уже возрождалась, когда г-н Путин вступил в должность в начале 2000 года. Если в экономике случится значительный спад, то у г-на Путина могут возникнуть политические проблемы, вот почему он концентрирует усилия на экономической интеграции России с Западом. Действительно, из всех задач г-на Путина экономический успех России является, безусловно, самой важной.
Что и вынуждает нас вернуться к нежеланию г-на Буша надавить на г-на Путина в связи с ситуацией в Чечне и нарушениями демократических прав в России, несмотря на значительный экономический рычаг, который имеет г-н Буш за столом переговоров.
Вполне может быть, что г-н Буш считает более насущными другие вопросы, такие как продажа Россией ядерных технологий и вооружений Ираку.
Также может быть, что г-н Буш стремится заключить соглашение с Россией о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны, или, по крайней мере, добиться спокойного принятия Россией американских планов. Администрация Буша считает эти вопросы жизненно важными для американской национальной безопасности и для войны против терроризма. Однако г-н Буш должен понять, что прекращение войны в Чечне и создание прочных основ для демократии в России тоже важны для национальной безопасности Соединенных Штатов. Жестокая война России в Чечне подстегивает террористов и несет угрозу стабильности на всем Кавказе. Жесткий подход г-на Путина к критике в средствах массовой информации, а также опора на бывший КГБ могут привести Россию назад к авторитаризму, особенно в случае спада в экономике. Несмотря на расхваленное президентом Бушем новое соглашение о сокращении ядерных боеголовок, у России еще остается достаточно оружия, чтобы представлять собой угрозу в случае, если политическое руководство окажется во враждебных руках.
Произведения Достоевского отображали темную сторону российской души, однако настоящая история жизни руководителей России является леденящим душу напоминанием о богатом наследии страны в виде правления автократов.