По прошествии времени и при достаточном к ним внимании новые ростки могут укорениться и в самой каменистой почве. Это можно сказать о неожиданно расцветшей дружбе США и России. 13 мая президент Буш в Белом Доме объявил, что с президентом Путиным было достигнуто соглашение о сокращении стратегического ядерного потенциала на две трети. На следующий день в Рейкьявике министры иностранных дел стран НАТО объявили о том, что по настоянию США у России теперь будет право голоса по ряду важнейших вопросов альянса. В ООН Россия и США добились от Совета Безопасности единогласной поддержки усиления военных санкций против Ирака, некогда близкого союзника Москвы. Похоже, что Холодная Война наконец-то действительно закончилась.
Это только прелюдия к визиту Буша в Россию. 23 мая он прибывает в Москву, затем они с Путиным отправятся в Санкт-Петербург. Хотя и ожидается непростое обсуждение ряда проблем (как, например, участие России в иранской ядерной программе), в целом считается, что встреча должна способствовать закреплению личных отношений между двумя президентами. "11 сентября стало определяющим моментом", - говорит высокопоставленный представитель администрации Буша, цитируя призыв Путина создать новый стратегический союз с США для борьбы с терроризмом. Даже противодействие Путина планам США лишить Саддама Хусейна власти кажется менее вероятным.
То, что действительно нужно Путину, так это реальная поддержка российской экономики со стороны его новых политических союзников на Западе. Если Путину не будет оказана большая помощь в восстановлении его обнищавшей и заждавшейся перемен к лучшему страны, то под угрозой окажутся все совместные достижения Буша и Путина. Для Путина возможность маневрировать крайне мала. Российская пресса в основном негативно отнеслась к новому договору о сокращении вооружений, видя в нем уступку Вашингтону. Согласно недавнему опросу общественного мнения, более половины россиян считают НАТО "агрессивной".
Главной задачей Путина является открытие российских рынков для западных инвесторов. Его скромная цель, как он сам говорит, это помочь его стране "догнать Португалию", самую бедную страну Европейского Союза. В этом смысле США пока мало чем помогли. После 11 сентября иностранные инвестиции выросли незначительно - единственным значимым проектом стало решение корпорации Exxon Mobil, базирующейся в США, вложить 4 миллиарда долларов в нефтяной проект Сахалин-1.
Разумеется, Белый Дом не контролирует инвестиционные решения частных американских кампаний. Но даже там, где Вашингтон мог действительно помочь, Путин не дождался ничего. Медлительный Конгресс США пока еще не отреагировал на призыв Буша избавиться от реликта Холодной войны - торговой поправки Джексона-Веника, введенной в силу, когда СССР не позволял своим евреям эмигрировать. "Это демонстрирует двойные стандарты в США, - говорит Анатолий Чубайс, реформатор, который ныне возглавляет энергетического монополиста РАО ЕЭС, - Это подрывает доверие".
Конечно же, большие инвестиционные проекты требуют немало времени для "созревания", и многие их них находятся в процессе подготовки. Американский деловой источник в Москве сообщает, что на встрече Путина и Буша может быть объявлено о совместном проекте компании Boeing с российскими авиационными производителями Сухим и Илюшиным. Небольшие частные инвестиции из США тоже могут в скором времени вырасти. Делегация, состоящая из 90 американских менеджеров и советников по инвестициям, посетила Москву в середине мая: их привлек 56% рост российского фондового рынка в этом году. Они планируют вложить здесь деньги, но многое их беспокоит. "Есть позитивные тенденции, - говорит Майкл Филлипс (Michael J. Phillips), глава Frank Russell Corporation, фонда, в распоряжении которого есть 70 миллиардов долларов. - Но корпоративное управление, регулирование экономики и состояние банковской системы составляют проблему".
Некоторым эти требования покажутся слишком строгими. Экономист Питер Бун (Peter Boone), руководитель исследований в московской маклерской конторе Brunswick UBS Warburg, говорит: "В ближайшее время в Россию должен хлынуть поток иностранных инвестиций". Предположительно, от 20 до 40% российской промышленности перейдет в руки иностранных хозяев в ближайшие 5-10 лет. Бун, известный "буйвол", основывает свое поразительное предсказание на увеличении производительности российских предприятий, ставших возможным благодаря прибыли от активов, приобретенных за бесценок. Бун полагает, что вскоре русские начнут забирать прибыль из своих модернизированных компаний, продавая свои доли на Западе. К тому же, Россия может выиграть от нового пакта между Бушем и Путиным, согласно которому российские оборонные предприятия могут принять участие в разработке системы противоракетной обороны США. Путин даже предложил НАТО использовать российские разработки для создания европейской системы воздушной обороны.
Подобные проекты могут помочь российской экономике, во многом основанной на нефти, если она продолжит замедлять свой рост. Сейчас мини-бум, связанный с высокими ценами на нефть, подходит к концу: если в 2000 году процент роста экономики составил 9%, то в этом году, предположительно, он упадет ниже 4%. Около 40 миллионов россиян живут ниже уровня бедности. Валовой национальный продукт на душу населения составляет $1800 - это ниже не только Португалии, но и Турции с Венгрией. США с их $36500 на душу населения кажутся недостижимыми.
Путину нужна помощь и очень быстро. Для Запада этот прагматический лидер - лучший из возможных правителей страны, которой в прошлом управляли люди, подобные Ивану Грозному или Сталину. Если Путин ничего не получит взамен предпринятых им шагов по сближению, Запад упустит уникальную возможность сделать Россию своим надежным союзником.