"Серьезная критика и требования, содержащиеся в обращениях наших граждан к государственным органам, указывают на то, что в нашей стране права и свободы человека еще не соблюдаются в должной мере". Обращения, о которых говорит Владимир Путин, попадают к нему напрямую через особый отдел президентской администрации, Управление по работе с обращениями граждан. Здесь, в самом сердце Москвы, в богемном квартале Китай-город, 150 человек ожидают своей очереди каждый день: пройдя металлоискатель, они регистрируются в одном из двух окошечек, чтобы затем попасть в коридор, где они ожидают, пока один из 25 служащих отдела не потратит на них четверть часа. Но это лишь надводная часть айсберга, огромное число обращений направляется почтой. В прошлом году их было послано 565 000, в два раза больше, чем в эпоху Ельцина. Откуда такая лавина прошений? Ответ прост, большинство россиян убеждены, что Владимир Путин является единственным спасителем нации. "Вековая традиция жаловаться на свои трудности, большие и малые, сперва - царю, затем - Коммунистической партии, и теперь вот - президенту: эта привычка отражает разочарование и усталость общества от некомпетентной и индифферентной бюрократии и неразвитого административного законодательства", - считает газета "Moscow Times". Директор Управления по работе с обращениями граждан Михаил Миронов не разделяет этого мнения: "Если люди обращаются к президенту, то не потому, что все другие двери перед ними закрыты, но потому, что по конституции президент является гарантом прав и свобод в России и должен заниматься всем, включая проблемы протекающих кранов".
Если внимательно выслушать "просителей", ожидающих своей очереди в коридоре, можно отдать себе отчет в том, что личные и социальные проблемы - доминируют. Вот сорокалетняя блондинка, прибывшая из Душанбе со своим 11-летним сыном, которая заявляет о своем праве на российское гражданство и на жительство в России, в Калуге у бабушки ребенка. Этнически, это русская семья, но они родились в Душанбе и имеют таджикское подданство. Миллионы русских оказались в ловушке после объявления независимости бывших советских республик, они желают вернуться в Россию, что сулит им лучшие экономические перспективы. Путин обещал в скором времени урегулировать ситуацию с этими гражданами, но отдел обращений остается для них пока единственным "светом в окошке". Другой распространенный случай: еще молодой, но уже потрепанный жизнью человек, слегка под хмельком, говорит о том, что соседи по коммунальной квартире обманули его во время приватизации, а сейчас сдали ее за большие деньги служащим одной международной западной компании, а он не получает своей доли. Здесь же старик, который требует увеличения пенсии. Многие вопросы должны решаться в суде, но, по словам Миронова, если людям сказать об этом, то в ответ можно получить неизменное "мы не доверяем суду".
Миронов уверяет, что передает каждое дело вышестоящей администрации, в письменном виде или по телефону. И если 70% прошений касаются широкого круга социальных проблем - то немалую долю составляют вопросы политического порядка - 18%. "Наши сограждане спорят, судят, критикуют, поддерживают или отвергают решения правительства". Затем следуют вопросы о пенсиях, жилищных проблемах, судебные тяжбы, финансовые вопросы. Но в функции Управления входит и другие задачи, менее гуманные: каждую субботу Миронов передает президенту краткое резюме прошений, полученных на неделе, что позволяет Владимиру Путину получить ясное представление о настроениях общества и каждый раз бить в точку во время публичных выступлений.