Как пишется "Бог" - с большой или маленькой буквы? А как пишутся по-русски те слова, реалий для которых не существовало в 70-х годах, типа бизнесвумен, рейтинг, импичмент, сексапильный? Или те слова, реалии для которых существовали, но официально отвергались, типа "мини-юбка"? Пока филологи размышляют над этой проблемой, орды студентов, журналистов и политиков решают ее по собственному усмотрению, пренебрегая законами грамматики и здравого смысла.
"Великий и могучий", по определению Тургенева, русский язык в опасности. Язык Пушкина и Мандельштама, Толстого и Булгакова сгибается под ударами англоязычной глобализации, загрязняется криминальным арго и молодежным жаргоном, разрушается безграмотными теле-звездами и журналистами. 40% школьников можно было бы исключить из учебных заведений за незнание русского языка, если бы не страх, что некому будет учиться. Но даже те, кто хочет правильно говорить и писать, часто не находят помощи в словарях, ведь библия русского языка, словарь Ожегова, был переиздан без внесения изменений, произошедших за полвека после его составления.
Для обсуждения орфографической реформы в Петербурге был организован круглый стол "Лингвистическая политика современной России". Профессоры и ученые кричали о бедствии в присутствии Людмилы Путиной. Первая леди России, имеющая диплом по испанской филологии (и к тому же знающая немецкий), и жена политика, обладающего безупречно грамотной речью, не только покровительствует детским больницам, но и возглавляет Совет по защите русского языка. В черном пиджаке и белой кружевной блузке, совмещая элегантный и строгий стиль, госпожа Путина предложила подождать: "Проводить реформу языка, находящегося в состоянии серьезного изменения, бесполезно". "Поэт в России больше, чем поэт", и родной язык всегда был делом политики. Все перевороты, от "окна в Европу" Петра Великого до революции большевиков, сопровождались пересмотром грамматики, в чем принял участие и товарищ Сталин со своей статьей "Марксизм и проблемы языкознания". А вот попытка реформы, предложенная Хрущевым, провалилась вместе с его "оттепелью". Во время перестройки Горбачева тоже подготавливалась реформа орфографии, которая должна была упростить один из самых сложных языков в мире.
По распространенному мнению, именно Горбачев с его неправильными ударениями и крестьянским произношением открыл путь к деградации. Вместо того, чтобы читать уже готовые грамматически и идеологически корректные тексты, политики избрали более "свободный" стиль выступлений и, по мнению участников круглого стола, именно они нанесли родному языку самый большой вред. Людмила Вербицкая, ректор университета Санкт-Петербурга (альма-матер четы Путиных) предложила ввести экзамен по русскому языку для чиновников, а также штрафовать неграмотных политиков и журналистов ("нам придется вернуть назад всю зарплату" - обеспокоилась присутствовавшая журналистка). В мае все эти проблемы будут обсуждаться в Думе, которая должна будет принять закон о защите русского языка. Тем временем Вербицкая составила словарь из 800 вокабул, который поможет наладить произношение именно политикам. Но министр образования Владимир Филиппов отнесся к этому скептически: "Мы не сможем запомнить 800 слов, максимум - 200".