Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Моссад о теневой стороне терактов 11 сентября

Эдвард Луттвак: Моссад предупреждал об этом ужасе, но информация была слишком неопределенной, чтобы американские спецслужбы могли принять конкретные меры

Моссад о теневой стороне терактов 11 сентября picture
Моссад о теневой стороне терактов 11 сентября picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Изучая детали фашистского нападения на Советский Союз уже годы спустя после Второй мировой войны, историки выделили по меньшей мере 48 указаний на нападение. Пост фактум всегда легко обнаружить эти элементы, но, чтобы правильно и своевременно истолковать их, нужна широкая картина их приложения. Спецслужбы не могут доверять всем слухам, их задача √ отделить сплетни от истинной информации. Этот отбор проводится на основании приоритетов

"История, облетевшая Вашингтон, такова. В августе в США прибыли глава Моссад и глава израильских военных спецслужб, чтобы предупредить ЦРУ об опасности катастрофического нападения. Они не знали, о чем точно идет речь, но их арабские источники сообщили о том, что в среде террористов ожидается какое-то большое событие. Вообще-то встречи между Моссад и ЦРУ проходили регулярно, но эта носила чрезвычайный характер. Израильтяне, которые располагают системой тревожного оповещения, основанной на очень точной градации уровня угрозы, ожидали, что их информация автоматически вызовет соответствующие меры предосторожности в США. Но у нас не было подобной системы, а предупреждение было слишком неопределенным, чтобы мы смогли сделать все необходимое для предотвращения нападения". Такова версия Эдварда Луттвака (Eduard Luttwak), эксперта по стратегическим исследованиям из Вашингтона.

- Почему израильтяне, обнаружив, что вы ничего не предпринимаете, не дали сигналам тревоги просочиться в СМИ?

- Они погубили бы свою профессиональную репутацию и отношения с американскими коллегами.

- Почему после предупреждения, полученного от ЦРУ 6 августа, президент ничего не предпринял?

- Информацию спецслужб, которую ежедневно получает глава Белого Дома можно разделить на три категории: 1) информация, необходимая для ежедневной работы, например, о том, что происходит в российском правительстве, а также сообщения, требующие немедленной реакции; 2) события, которые что-то прикрывают, и 3) общие новости, которые стоит принять к сведению или просто узнать ради любопытства. Предупреждение о захвате самолетов, на первый взгляд, принадлежало к третьей категории. Глава ЦРУ не располагал достаточной властью, чтобы приказать авиакомпаниям, которые и без того находились в кризисном состоянии, удвоить траты на меры по безопасности, которые обычно компании доверяют иностранным фирмам. Чтобы начать активные действия, президент должен был убедить Конгресс отложить все планы и финансировать операции типа тех, которые начались после 11 сентября. Но для этого требовались более весомые сведения, причем ЦРУ должно было взять на себя риск возможной ошибки, объявив тревогу, которая могла не оправдаться.

- Но были же и другие сигналы, например, рапорт ФБР, полученный от агента из Феникса, - о выходцах с Ближнего Востока, которые обучаются полетам. Или арест террориста Муссауи┘

- Изучая детали фашистского нападения на Советский Союз уже годы спустя после Второй мировой войны, историки выделили по меньшей мере 48 указаний на нападение. Пост фактум всегда легко обнаружить эти элементы, но, чтобы правильно и своевременно истолковать их, нужна широкая картина их приложения. Спецслужбы не могут доверять всем слухам, их задача - отделить сплетни от истинной информации. Этот отбор проводится на основании приоритетов. В тот момент приоритетом ФБР было уничтожение внутренней сети лабораторий метанового газа, а ЦРУ занималось Россией и Китаем. Они приняли истинную информацию за сплетни, и поэтому не вмешались.

- Громкий провал спецслужб┘

- Понять было непросто. Например, сведения от агента из Феникса были ошибочными, поскольку указывали на выходцев с Ближнего Востока, которые, на самом деле, совершенно легально находились в Соединенных Штатах и действительно обучались в летной школе. А арест Муссауи (Moussaoui) был интерпретирован как разоблаченный теракт, никто не мог предположить связи с 11 сентября.

- Кондолиза Райс сказала, что в тот же период были предотвращены теракты в Риме. Вы знаете, о чем идет речь?

- Были, по крайней мере, две попытки нападения на американское посольство, а также угрозы против президента во время заседания Большой Восьмерки в Генуе и заговоры с целью убийства граждан США, путешествовавших по Италии. В вашей стране существует достаточно обширный контингент арабов: весьма благоприятная почва для террористов. Мечети и культурные центры зачастую поддерживают экстремизм. Кроме того, из-за географической близости Северной Африки и связанной с этим иммигрантской прослойки, существует определенный процент людей, занимающихся преступной деятельностью, которые могут быть завербованы. С другой стороны, вы располагаете такими силами охраны правопорядка и спецслужбами, которые ЦРУ признает одними из самых эффективных в Европе. Аресты, осуществленные в Италии после 11 сентября, были самыми быстрыми и привели к обнаружению документов, которые способствовали захвату преступников в других странах.

- Чем кончится этот кризис в Белом Доме?

- Ввиду выборов демократы пытаются уменьшить популярность действующего президента. Но все взрослые люди понимают, что это несерьезно, и что со стороны Буша не было допущено ошибок. Основная проблема в том, что у нас нет настоящей национальной полиции, как в Италии, но это зависит от федерального устройства нашей демократии, а значит, будет непросто преодолеть этот недостаток.