В последние месяцы слова и многие дела президента Путина позволяют видеть в нем интеллигентного и исключительно прагматичного политика. Решительный прозападный курс, на который Путин вывел свою страну вопреки сопротивлению внутри страны, может являть собой, не в последнюю очередь, отражение его убежденности в том, что политическая значимость обусловливается экономической мощью. Путин и его команда реформаторов, очевидно, окончательно распрощались с иллюзиями относительно "третьего пути" и стремятся насколько это возможно к реальным рыночным преобразованиям и интеграции своей страны в мировую экономику. От более глубокого политического сотрудничества с Западом они надеются получить поддержку в виде облегчения доступа к рынкам и более глубокой экономической интеграции, которая должна дать новые импульсы для развития экономики России и заметно улучшить благосостояние населения.
Недоверие ко всему новому
Однако большая часть политической элиты и населения относится к прозападному курсу своего правительства с недоверием. Они не понимают масштабов несостоятельности старой системы и опасаются, что Запад и его конкурентоспособные предприятия могут воспользоваться падением экономического занавеса и расположением со стороны России в своих интересах, не делая никаких уступок со своей стороны. Поэтому политикам из окружения Путина было бы на пользу, если бы они могли предъявить какие-то дивиденды за свой прозападный курс. В этой связи были бы в высшей мере желательно достижение договоренностей в сфере экономических отношений в ходе предстоящего на этой неделе визита делегации во главе с президентом Бушем (Bush) в Москву, а также на встрече глав стран-членов ЕС и России, которая состоится тоже в Москве, но неделей позже.
ВТО и статус страны с рыночной экономикой
Чтобы иметь возможность поддержать рост в отраслях, ориентированных на экспорт, облегчить доступ к рынкам, а также закрепить на институциональном уровне внутри страны лояльную к интеграции политико-экономический рыночную систему, Путин и его реформаторы активно добиваются ускорения вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Действительно, судя по всему, именно американское давление после событий 11 сентября стало причиной некоторых подвижек в переговорах по этому вопросу. Российская сторона наряду с деталями, которые должны рассматриваться за столом переговоров в Женеве, придает особое значение вопросу относительно готовности США и ЕС официально признать за Россией статус страны с рыночной экономикой. Это могло бы усложнить торговым партнерам под предлогом того, что цены на товары российских конкурентов не являются рыночными, вводить антидемпинговые санкции и протекционистские таможенные пошлины. Россия рассматривает статус страны с рыночной экономикой (недавно США предоставили его Казахстану) как обязательное условие для вступления в ВТО. К тому же россияне надеются на отмену так называемой поправки Джексона-Вэника. Она была "изобретена" в 1974 году сенаторами Джексоном (Jackson) и Вэником (Vanik) и требовала от Конгресса США, чтобы предоставляемые России торговые послабления ежегодно пересматривались и ставились в зависимость от того, имеют ли россияне возможность свободно выезжать из своей страны. Поскольку в России больше не существует никаких ограничений на выезд, эта поправка стала явным анахронизмом. Однако некоторые сенаторы США, видимо, по-прежнему видят в ней испытанный инструмент для оказания в случае необходимости политико-экономического давления на Россию.
После событий 11 сентября американская администрация действительно заметно изменила свою позицию и планирует отменить поправку, а также предоставить России в ближайшем будущем статус страны с рыночной экономикой. Европейский союз, со своей стороны, говоривший до недавнего времени, что сначала, мол, необходимо снять спорные вопросы, такие, как низкие цены на энергоносители внутри страны, в последнее время тоже дает понять о готовности в случае необходимости изменить свою позицию.
Дешевая сталь и "ядовитые" куриные ножки
Но вот в последние недели в механизм улучшения экономических отношений неожиданно попал песок. Протекционистские меры США, направленные на поддержку отечественной сталелитейной промышленности, вызвали мало восторга и в России. Металл составляет более пятой части всего российского экспорта в США. Официально без всякой увязки с санкциями со стороны США, но синхронно по времени с их введением российское Министерство сельского хозяйства временно приостановило из соображений соблюдения ветеринарных и медицинских норм ввоз американских куриных ножек, поскольку, мол, установлено повышенное содержание в них бактерий сальмонелеза и других субстанций, вредных для здоровья. В ходе трудных переговоров обе стороны сошлись на том, что необходимо ужесточить и лучше оформлять документально ветеринарно-гигиенические условия ввоза продукции. Из-за неясностей относительно реализации этих условий экспорт американских куриных ножек (в 2001 году он составил пятую часть всего экспорта в Россию) до сих пор восстанавливался лишь постепенно. В то время, как Россия говорит о том, что речь идет о чисто технической стороне дела, американская сторона проявляет исключительное раздражение и обвиняет Москву в поведении, не отвечающем принципам ВТО, и возведении непрозрачных административных торговых барьеров. ЕС вновь пообещал России свою поддержку в проведении реформ путем ее более тесной привязки к европейскому рынку. Соглашение о партнерстве ставит своей целью свободную торговлю, а председатель Европейской комиссии Проди (Prodi) заявил в прошлом году, что пришло время заняться подготовкой создания "единого европейского экономического пространства". До сего времени разъяснения со стороны ЕС по поводу того, что же под эти следует понимать, ограничивались заявлениями о том, что Россия должна взять на вооружение стандарты и нормы Союза, чтобы быть "совместимой с ЕС". При этом, по его словам, России окажут помощь. Однако Россия в настоящее время нуждалась бы больше в помощи от растущих опасений по поводу того, что ЕС закроет двери, и россияне окажутся за ней.
Ожидания, в которых сомневаются
Причинами для опасений являются эмоционально преувеличенные противоречия относительно российского анклава - Калининградской области. Официально Россия рассматривает регион, в котором проживает 1 млн. человек, в качестве части своей территории, который можно превратить в "окно в Европу". Но со вступлением в ЕС стран Балтии, гражданам области грозит лишение возможности свободно и без виз передвигаться через Прибалтику в другие регионы России или обмениваться товарами с метрополией, не уплачивая таможенные сборы в транзитных странах.
Перед предстоящей встречей в верхах, как представители ЕС, так и США говорили о большом значении улучшения экономических отношений, однако ожидания по поводу конкретных результатов в решении спорных вопросов полностью не оправдались. ЕС говорит, что о переговорах по поводу отмены визового режима не может быть и речи, так как существует, якобы, слишком большой риск, что через несколько лет калининградцы смогут де-факто свободно, без виз передвигаться по всей "шенгенской зоне". Но ЕС, мол, готов облегчить условия получения виз в Калининграде и оперативно наладить приграничное сообщение. В США желание улучшения торговых и политических отношений с Россией, видимо, надолго отравила история с куриными ножками. Судя по всему, есть не слишком много стран, падких на импорт американских куриных ножек. Экспорт в Россию составлял добрую половину всего экспорта куриных ножек. Поскольку они идут из 38 штатов США, принятие лояльных по отношению к России решений, таких, как отмена поправки Джексона-Вэника, в настоящее время дело нереальное, говорят в американской администрации. Там говорят о многочисленных визитах американских делегаций в составе высокопоставленных чиновников. Быть может, не совсем несправедливо указывается на то, что экономические отношения в свободной рыночной экономике следует улучшать преимущественно на микроуровне отношений отдельных предприятий. США, мол, будут оказывать в этом плане более широкую техническую поддержку, но для того, чтобы инвестировать предприятия в России, необходимо больше правовой безопасности и меньше произвола в виде создания административных барьеров.
Даже если США и ЕС во многом не откажешь в логике их аргументации, существует опасность, что это порой отодвигает на второй план проблемы в более широком контексте. В настоящее время российские реформаторы пытаются смело, что бывает редко, выводить свою страну и ее экономику на прозападный курс. Во внутриполитическом плане им необходимы быстрые, хотя бы символические "западные дивиденды". Запад, разумеется, должен настаивать на проведении реальных экономических реформ, которые Россия обязана осилить самостоятельно. Но успех российских реформаторов также и в (экономических) интересах США и ЕС. Поэтому следует надеяться, что на предстоящей встрече в верхах можно будет отпраздновать не только подписание расплывчатого "стратегического соглашения", который западные партнеры назвали недавно дипломатическим приоритетом прошедшей эпохи.
ЕС и США как важные партнеры
ЕС является важнейшим торговым партнером России. По данным российского Госкомстата, в прошлом году 36,5 процента всего импорта России приходилось на страны ЕС, на ЕС приходилось же и 37,5 процента российского экспорта. Две трети российского экспорта составляли нефтепродукты и природный газ и 7,5 процента - металлы. Из продукции, импортируемой в Россию, треть составляет оборудование, 7% - транспортные средства (самолеты) и чуть меньше 10% - продукты питания, включая мясо. На США приходилось только 4,2% всего российского экспорта (более половины его - металлы, 5% - оборудование, 3% - нефтепродукты) и 7,6% всего импорта (почти половина - оборудование, пятая часть - мясо). В то же время компании США (прежде всего из нефтяной отрасли) являются крупнейшими в России прямыми инвесторами (согласно официальным данным, объем их инвестиций составлял в конце 2001 года 4,1 млрд. долларов США). Они опережают по этому показателю компании с Кипра и из Голландии (контролируются преимущественно представителями России), а также немецкие фирмы (1,5 млрд. долларов США). Если объемы прямых инвестиций находятся пока еще на относительно низком уровне, то размеры иностранных портфельных инвестиций по всем признакам в последнее время значительно выросли. Однако статистические данные из-за недостаточного охвата объектов при оценке ситуации мало что говорят.