Когда Джордж Буш-младший (George W. Bush) ведет консультации со своими союзниками, может ли он всерьез изменить свое мнение? От ответа на этот вопрос зависит, будет ли полезен опыт общения с европейскими политиками для американского президента, прибывшего в Старый Свет на этой неделе.
Проблема состоит в том, что взаимное недоверие никогда еще не было таким сильным по обе стороны Атлантики. На этом берегу океана склонны разоблачать "односторонний" подход США и считать, что ответ на поставленный вопрос напрашивается сам собой - "нет". В Вашингтоне, администрация дает понять, что собирается "приласкать" союзников, опасаясь их растерять.
Смертная казнь, международное правосудие, потепление климата, политика на Ближнем Востоке, различные торговые интересы┘ В темах для разногласий, если хотите, для диспутов, нет недостатка┘ Но, после событий 11 сентября, с тех пор как война против терроризма стала главным приоритетом Вашингтона, непонимание только усилилось.
Несмотря на всеобщую солидарность в осуждении терактов и сострадание к жертвам ВТЦ, у европейцев и американцев нет ощущения, что они ведут одну и ту же борьбу.
Однако у них есть общие поводы для беспокойства и тоски. Теракты в Джербе и Карачи доказали, что "Аль-Каида" наносит удары не только по единственной "сверхдержаве". Французы и немцы стали мишенью террора, также как и американцы.
С точки зрения Вашингтона, Европа и Америка должны идти в "одной упряжке". Администрация Буша не понимает, что у европейцев могут возникать сомнения по поводу антитеррористической кампании в мировом масштабе, которую ведет Белый Дом.
Перед лицом угроз, стали явственно видны границы толерантности в США. Особенно это касается возможности применения оружия массового поражения. Ни одна страна мира не подвергалась атаке, разрушительное действие которой было бы сравнимо с ударом 11 сентября. И Вашингтон сделал борьбу против "Аль-Каиды" новым эталоном внешней политики. Это решение можно считать чрезмерным. Нужно отдать себе в этом отчет.
Советники Буша, сформировавшиеся как политики во времена борьбы Рональда Рейгана (Ronald Reagan) с "империей Зла", подверженные сильному влиянию мессианства южных штатов, создали "ось зла". Эта формула, как магнит, манит к себе американцев, а европейцев ставит в тупик.
Хорошо, что Джордж Буш-младший покинул свое гнездо, и отправился на встречу с широкой общественностью. Европейцы должны максимально использовать его способность слушать других, какой бы слабой она ни была. И не следует ставить под сомнение то, в чем он глубоко убежден. Быть может, он поймет, что для того, чтобы разногласия исчезли, как по мановению волшебной палочки, недостаточно иметь общего врага. События 11 сентября изменили Америку, но мир не может измениться мгновенно.