Москва, подталкиваемая произошедшими после 11 сентября изменениями, начинает новое наступление, желая увеличить вес своих энергетических ресурсов, и в особенности, нефти, в отношениях с Соединенными Штатами. Новая стратегия разнообразит политику Владимира Путина, на которую был взят курс в октябре 2000 года, когда Россия и Европейский Союз (ЕС) инициировали "энергетический диалог", который не привел к укреплению традиционных отношений с ЕС как основным потребителем российской энергии.
В благоприятной политической обстановке, сложившейся на фоне антитеррористической борьбы, российский нефтяной сектор, который и прежде возлагал большие надежды на США как на одного из главных инвесторов, смотрит теперь на эту страну уже и как на потребителя и клиента. На настоящий момент самое значительное частное вложение в этот сектор российской экономики сделала американская компания Exxon-Mobil, которая в ближайшие десять лет предполагает инвестировать более 12000 млн. долларов в разработку месторождения на Сахалине.
Возможность заключения долгосрочных контрактов в области энергетических поставках станет общим фоном, на котором будут проходить две запланированные встречи Владимира Путина: первая - с американским президентом Джорджем У. Бушем (George W. Bush); вторая, на предстоящей неделе - с представителями ЕС (Романо Проди (Romano Prodi), Хосе Марией Аснаром (Jose Maria Aznar) и Лойолой де Паласио (Loyola de Palacio).
Россия и США надеются увеличить роль экономики в двусторонних отношениях. Именно поэтому, одно из заявлений, которое Путин и Буш подпишут во время предстоящей встречи, будет касаться сотрудничества в области энергетики. По утверждению источников в нефтяной отрасли, данный документ, какой бы общий характер он не носил, может открыть двери новым отношениям. После 11 сентября российский нефтяной сектор начал интенсивно лоббировать идею продажи нефти-сырца в Соединенные Штаты. В дальнейшем российские нефтяники планируют составить полноценную конкуренцию странам-членам Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и, особенно, Саудовской Аравии. В настоящий момент Россия поставляет на нефтяной рынок Соединенных Штатов меньше 1% от общего объема импорта нефти. Тем не менее, воображение русских перешло все границы, и главные компании страны уже начали работать над схемами поставки нефти в Соединенные Штаты через Арктику.
В ожидании визита Буша Россия объявила о снятии ограничений на экспорт нефти, который с января этого года не превышал 150000 баррелей в день. Россия, чей бюджет может оказаться под угрозой, если цены на нефть упадут ниже отметки 18 долларов за баррель, приняв такое решение, вышла за рамки своих договоренностей с ОПЕК и своими действиями привела к снижению цен на нефть марки "брент".
Россия показала Западу, что она больше заинтересована в стабильных долгосрочных поставках с гарантированным уровнем цен, чем в спекулятивной игре ОПЕК. Михаил Ходорковский, возглавляющий компанию ЮКОС, был одним из главных идеологов этой политики, которая на настоящий момент не вызвала большого энтузиазма в ЕС. Три четверти российского экспорта в Европейский Союз составляют поставки в области энергетики (природный газ, нефть-сырец и очищенная нефть) на общую сумму около 30000 млн. долларов.
Возможные соглашения о поставке нефти-сырца в ЕС могут иметь последствия для Европейского Союза. "Возможно, сближение между Россией и Соединенными Штатами подтолкнет ЕС и Россию к ведению энергетического диалога", - отметил один дипломат. Пока что, комиссар ЕС по энергетике Лойола де Паласио, которую в Москве ждет напряженная программа, встретится с главой Минэнерго Игорем Юсуповым и руководителями энергетических монополий.
"Россия видит в США партнера, способного сделать важные финансовые инвестиции в энергетический сектор российской экономики", - заявил не так давно находившийся в Детройте Юсупов. Юсупов предупредил европейцев о том, чтобы они воздержались от "попыток пересмотреть действующие долгосрочные контракты на энергетические поставки". Именно эти контракты, в той своей части, которая касается поставок природного газа, являются одной из причин разногласий между Европейской Комиссией и Россией. В случае с четырьмя странами - Австрией, Италией, Германией и Францией - контракты, навязанные газовым монополистом компанией Газпром, содержат положения, ограничивающие продажу газа третьим странам; Европейская Комиссия заявила, что такая политика противоречит единому рынку.