В четверг 23 мая начинается четырехдневный саммит между американским президентом Джорджем Бушем и российским Владимиром Путиным.
Теперь уже для всех очевидно, что эта встреча станет исторической. Россия подпишет договор о сокращении ядерных арсеналов, а затем договор о "новых партнерских отношениях с НАТО" на торжественной церемонии, которая пройдет в аэропорту Pratica di Mare во вторник 28 мая в присутствии глав двадцати стран и правительств. Итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони официально провозгласит вступление России в альянс западных держав, что станет первым этапом интеграции бывшей "империи зла".
ДВА ДОСЬЕ: ИРАН И ИРАК
Но есть и то, о чем вслух не говорится и что, тем не менее, вовсе не является несущественным. Речь идет о секретной части переговоров. Она касается двух досье, названных "Иран" и "Ирак". Теократическому режиму Тегерана Россия поставляет стратегическое оружие и ядерные установки. С Багдадом Москва связана тридцатилетними отношениями. Сможет ли Буш убедить Путина прекратить поставки оружия в Иран? А самое главное, удастся ли ему заручиться молчаливым согласием кремлевского лидера на новое нападение в ближайшем будущем на Ирак с целью окончательного свержения режима Саддама Хусейна?
В разговоре с "Panorama Online" один американский дипломат высшего ранга сказал, что американская администрация постарается любым способом заставить Россию согласиться с военными действиями против Ирака, традиционного союзника Москвы.
Чтобы достичь этого Буш возьмет на себя официальные обязательства не подрывать российские экономические интересы в Ираке, когда там начнет работу дружественное Америке правительство. И, прежде всего, он поручится за то, что новое правительство признает внешний долг Ирака перед Россией, который приближается к рекордной цифре в 8 миллиардов долларов. Кроме того, Россиz сможет сохранить все свои нефтяные контракты, связанные с Ираком, а также зоны offshore, которыми владеют российские компании.
Ведь российско-иракский бизнес стоит многого. По мнению некоторых специалистов по нефтяной промышленности, оборот этого сотрудничества составляет 40 миллиардов долларов, то есть две трети валового национального продукта России в 2002 году. На прошлой неделе один влиятельный лоббиcт нефтедобывающих и газодобывающих компаний обратился к Путину с просьбой, чтобы президент защитил Ирак от Соединенных Штатов.
Прагматичный кремлевский царь не ответил ни да, ни нет. "Я убежден, что Путин считает свержение Саддама делом само собой разумеющимся. Мы уже сталкивались с тем, что Путин не склонен сопротивляться тем вещам, которые он не может предотвратить" - комментирует Иво Даалер (Ivo Daalder), бывший член совета по национальной безопасности во времена Билла Клинтона, а сегодня влиятельный представитель Brookings Institution.
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ОГОНЬ
В Москве же, напротив, думают по-другому и выражают уверенность в том, что российский президент попытается отдалить насколько возможно начало военной акции против Ирака. Ведь он сам находится под давлением со стороны индустриального истеблишмента России.
"Российские нефтяные магнаты не доверяют американским обещаниям и предпочитают сохранить тот статус-кво, который им выгоден" - объясняет Андрей Рябов, член научного совета московского центра Карнеги.
Под этим перекрестным огнем Путин должен будет продемонстрировать всю ловкость и осмотрительность бывшего полковника КГБ, чтобы не разочаровать ни Буша, на собственных нефтяных олигархов.