Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Московский саммит

Новые друзья России могут ей предложить куда больше, чем старые друзья советских времен

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если проверкой искренности партнерских отношений считать возможность обсуждать колючие вопросы, тогда саммит Буш-Путин следует оценивать на основании того, как часто поминаются Иран, Ирак, Чечня, главенство закона, свобода прессы, коррупция и свободная торговля.

Когда президент США оставляет позади толпы антиамериканских демонстрантов в Берлине ради того, чтобы его встречали, разостлав перед ним красную ковровую дорожку, в Санкт-Петербурге и в Москве, знайте, что это новая ситуация. Немецкие демонстранты откликнулись на предостережения своего правительства относительно дестабилизирующего влияния второй войны в Персидском заливе. Разумеется, у России имеются даже более сильные сомнения по поводу свержения Саддама Хуссейна (Saddam Hussein); и, в отличие от немцев, которые в общем и целом настроены проамерикански, более половины россиян все еще считают Америку противником. Но, поверьте, во время саммита Буш-Путин вы об этом почти ничего не услышите.

Этот трехдневный саммит будет отличаться символизмом и церемониалом, которые оба очень важны для усилий г-на Путина показать российским избирателям, что положение России в мире становится более высоким. Два президента заключат договор о сокращении своих ядерных арсеналов, подчеркнут важность нового соглашения между Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Россией и, возможно, заключат соглашение о стратегических приоритетах. Никто не станет оспаривать, что "холодная война" кончилась, но не означает ли все вышесказанное, что между Америкой и Россией установились совершенно новые отношения? Пока что нет, и именно поэтому нынешний саммит заслуживает самого пристального внимания. Все вышеперечисленное - это мелкие подарки в фантастической обертке, признаки укрепления взаимного доверия, но не действительные заверения в длительной дружбе.

Разумеется, дружеское общение в дипломатии имеет свою полезность. Многие закатили к небу глаза, когда президент Буш-младший после своей первой встречи со своим российским коллегой в Любляне заявил, что заглянул г-ну Путину в глаза и увидел его душу. Президенту Бушу-младшему понравилось, что г-н Путин первым позвонил ему 11 сентября, предложив свою помощь. Россия не выразила серьезного протеста, когда Соединенные Штаты вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Она приветственно махала рукой, когда американские войска прибывали в бывшие советские республики, которые Россия все еще считает своей сферой влияния. Мы склонны думать, что президент Путин достаточно сообразителен, чтобы руководствоваться коренными интересами России, но кто скажет, что личная доброжелательность - искренняя или навязанная - не дает дипломатических выгод? Однако, если проверкой искренности партнерских отношений считать возможность обсуждать колючие вопросы, тогда саммит Буш-Путин следует оценивать на основании того, как часто поминаются Иран, Ирак, Чечня, главенство закона, свобода прессы, коррупция и свободная торговля.

Президенту Бушу-младшему следует начать с серьезного обсуждения проблемы распространения (оружия - прим. пер.). В октябре прошлого года Россия и Иран подписали рассчитанный на много лет контракт на поставки вооружений, стоимость которого составляет 438 млн. долл. США ежегодно, что делает Иран третьим по важности, после Индии и Китая, получателем российского оружия. Россия также помогает Ирану строить в местечке Бушер два атомных реактора, которые, как считают аналитики разведки, могут впоследствии использоваться в интересах осуществления иранской программы разработки ядерного оружия. Администрация Буша-младшего в то время почти не затрагивала этот вопрос, но доклад Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, в котором подвергается сомнению способность и готовность России предотвратить передачу опасных военных технологий, вызвал яростную критику в Москве. Реальной проверкой поддержки Владимиром Путиным войны с террором является не телефонный звонок 11 сентября, но его сотрудничество в деле избавления мира от опасностей, которые исходят от "оси зла".

Что касается Ирака, российская озабоченность сводится в основном к желанию получить обратно примерно 11 млрд. долл., которые Ирак задолжал еще с советских времен, и обеспечить выполнение заключенных российскими компаниями контрактов на разработку нефти на сумму 44 млрд. долл. Россия опасается также, что в результате распада Ирака может возникнуть нестабильная ситуация на российских границах. Заверения в том, что кампания по свержению Саддама Хуссейна не приведет к финансовым потерям для России, и что к ее голосу станут прислушиваться при определении политического ландшафта на пост-саддамовский период, скорее всего в значительной мере успокоят г-на Путина. Другим способом поощрения Москвы к признанию того, что новые друзья России могут ей предложить куда больше, чем старые друзья советских времен, является поддержка, выказанная надеждам России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Кое-кто в Вашингтоне доказывает, что Россия сегодня слишком слаба, чтобы иметь большое значение для американских или западных интересов. Но Россия - евразийская страна с населением 144 миллиона человек, с ядерным оружием и объемом нефтедобычи, равным 10% мирового объема. Списывать ее со счетов было бы безрассудством. Краткосрочная заинтересованность Америки в России достаточно прозаична. Эти интересы проистекают из двух главных императив: остановить распространение оружия и сделать Россию стабильным источником энергоресурсов. Но эти цели в долгосрочном плане зависят от укрепления российской демократии. Несмотря на весь заслуживающий похвалы рост российской экономики, ее продвижение к экономическим реформам и прагматичное сотрудничество г-на Путина после 11 сентября, еще очень многое напоминает нам, что демократия и стабильность в России далеко не гарантированы.

Государство расширяет свой контроль над национальным телевидением и усиливает гонения на печатные издания и журналистов, критикующих Кремль. Корпоративное управление отстает от требований времени, а правовая система, несмотря на некоторые реформы, остается политизированной. Российские войска в Чечне ведут себя ужасно: неразборчивые убийства, пытки и похищения людей стали ежедневным явлением. Федеральная служба безопасности (ФСБ) России, наследница советского Комитета государственной безопасности (КГБ), в котором г-н Путин сделал карьеру, быстро усиливает свое влияние на все уровни системы управления и на коммерческую жизнь страны. Олигархия богатых и властных по-прежнему осуществляет свою гегемонию, сохраняя способность захватывать и контролировать ресурсы без какого-либо отчета.

Искоренение этого зла является делом, которое по плечу только самим россиянам. Тем не менее, как ясно дал понять г-н Путин, Россию очень заботит то, как ее воспринимают в остальном мире. Действительно, величайшим преимуществом Америки, оказывающей на Россию давление в пользу либерализации, остается ее моральный авторитет, который администрации Буша-младшего следует беречь более ревностно, чем она это делает, памятуя о недавно принятых протекционистских законах и законах о субсидиях фермерам.

Американские президенты частенько неправильно оценивали Россию. Лучшей меркой ценности России как союзника являются не иллюзорные договоры или взаимное восхищение, но то, насколько более прочной становится приверженность России ценностям, которыми дорожат Америка и ее друзья. Мы надеемся получить некоторые намеки на это на нынешнем саммите в Москве.