Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Михаил Ходорковский: Одной дружбы недостаточно

Россия смотрит в будущее и старается дать ход более широкой экономической повестке, стержневым вопросом которой является ее полная интеграция в мировую экономическую систему

Михаил Ходорковский: Одной дружбы недостаточно picture
Михаил Ходорковский: Одной дружбы недостаточно picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начинающийся в пятницу саммит между Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным предоставляет уникальную возможность для того, чтобы пойти дальше осторожного сотрудничества к союзу, основывающемуся на реальности. Подозрительность времен "холодной войны", которая сохранялась после распада Советского Союза, была, наконец, похоронена в руинах Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. Сейчас перед нами стоит задача ощутимо и видимо продемонстрировать те выгоды в плане безопасности и экономики, которых ожидают американские и российские граждане.

Автор является генеральным исполнительным директором российской нефтяной компании "Юкос"

23 мая 2002 года. Начинающийся в пятницу саммит между Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и Владимиром Путиным предоставляет уникальную возможность для того, чтобы пойти дальше осторожного сотрудничества к союзу, основывающемуся на реальности. Подозрительность времен "холодной войны", которая сохранялась после распада Советского Союза, была, наконец, похоронена в руинах Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. Сейчас перед нами стоит задача ощутимо и видимо продемонстрировать те выгоды в плане безопасности и экономики, которых ожидают американские и российские граждане. Это жизненно важно, не в меньшей мере потому, что между нашими двумя странами все еще имеет место недопонимание и даже подозрительность. В качестве примера стоит вспомнить, как в период непосредственной подготовки к этой встрече Соединенные Штаты и Россия каждый подчеркивали различные аспекты своих взаимоотношений, отражая их разные ожидания от саммита. Если американские официальные лица видят в саммите возможность для того, чтобы ознаменовать формальное окончание исторического антагонизма Восток-Запад и сфокусироваться на традиционных вопросах стратегической стабильности и контроля над вооружениями, то Россия смотрит в будущее и старается дать ход более широкой экономической повестке, стержневым вопросом которой является ее полная интеграция в мировую экономическую систему. Несмотря на эти различия, я чувствую, что Соединенные Штаты основательно готовы вести дела с Россией. В интересах обеих стран, чтобы Соединенные Штаты были союзником России в момент, когда последняя интегрируется в мировое сообщество и в мировые экономические институты, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО). Если такой союз будет образован, политические проблемы в таких критически важных взаимосвязанных областях, как энергетика, Ближний Восток, Ирак и Иран, станут менее неразрешимыми. Это может и должно стать самым важным результатом нынешнего саммита.

Если мы хотим, чтобы наши отношения приносили плоды на длительную перспективу, первым делом нужно получить результаты, которые российская общественность могла бы интерпретировать как необратимый прогресс своей страны. Критически важным является сохранение обязательства совместно бороться против терроризма. Г-н Путин был первым иностранным руководителем, связавшимся с г-ном Бушем-младшим после нападений 11 сентября. Его поддержка и поддержка российского народа была быстрой и шла от всего сердца, потому что Россия на собственном опыте испытала угрожающую жизни тактику нашего общего врага: раскольнического исламского терроризма. Россия выполняет свое обещание поддержать Соединенные Штаты в войне с терроризмом. Америка, в свою очередь, сегодня имеет возможность быть для нас полезной в критической ситуации с наркотиками, поступающими из Средней Азии, с нестабильностью в Таджикистане и в Афганистане и с раскольническим исламским терроризмом в других частях Евразии.

На экономическом фронте правительство России и ее деловые круги добиваются существенного прогресса в деле реформирования налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, принятия стандартов корпоративного управления, перехода к прозрачности как в частном, так и в общественном секторах и защиты прав акционеров. Привлечение иностранных инвестиций - и, следовательно, создание рабочих мест - в России является крайне важным средством убеждения нашего населения в выгодах присоединения к международному деловому сообществу.

Однако этот выигрыш будет сведен на нет, если российские деловые круги, открыв свои внутренние рынки, почувствуют, что такие органы, как Европейский Союз (ЕС) и ВТО, блокируют их усилия по выходу на зарубежные рынки. Россия не ожидает и не нуждается в новых кредитах и она способна платить за технологии, которые нужны ей для развития. Что ей действительно необходимо, так это основанный на справедливости доступ на мировые рынки для ее товаров, ее высококвалифицированной рабочей силы и ее ресурсов.

Лакмусовой бумажкой со всей очевидностью станет вступление России в ВТО. Вступление России в эту организацию можно рассматривать как улицу с двусторонним движением в развитии открытой, честной конкуренции, как внутренней, так и внешней. Ободряет то обстоятельство, что Китай, страна, которая все еще не полностью отказалась от командных систем коммунизма, был принят в ВТО. Теперь надо дать шанс вступить в эту организацию демократической России.

Другой иллюстрацией является энергетический сектор. России хотелось бы улучшить условия выхода на мировые рынки энергоресурсов, в то время как Соединенные Штаты заинтересованы в энергетической безопасности посредством диверсификации источников снабжения. Обе страны предпочли бы, чтобы цены на нефть оставались стабильными. Это создает общую основу для союза между Россией и Соединенными Штатами как на политическом, так и на экономическом фронтах.

Нефтяные резервы России огромны, вероятно, в 3 раза больше, чем обыкновенно считается на Западе. Однако дополнительные расходы на транспортировку нефти к удаленным американским рынкам означают, что для того, чтобы прямые поставки нефти в Соединенные Штаты были прибыльными, цена на нефть должна быть на уровне 25 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л). На сегодняшний день Россия в силу совокупного влияния таких факторов, как затраты на транспортировку и имеющаяся инфраструктура трубопроводов, продает свою нефть преимущественно на региональных европейских нефтяных рынках. Но в ближайшие 10 лет страна хочет выйти за пределы региона. Для того чтобы российскую нефть можно было более свободно покупать на мировых рынках, Россия должна нарастить свои возможности в плане развития трубопроводной сети и строительства новых глубоководных причалов для танкеров. В развитии этих ресурсов и увеличении объемов экспорта российской нефти безусловно найдется роль для американских фирм и организаций.

К счастью, имеются опции, которые даже в краткосрочной перспективе способны оказать существенное влияние на энергетический сектор. С помощью схем обмена нефтью Соединенные Штаты могли бы поощрить европейские страны к увеличению импорта из России в замещение некоторой части ближневосточной нефти, тогда как высвободившаяся в результате этого нефть от дружественных поставщиков на Ближнем Востоке и в других уголках планеты могла бы направляться в Соединенные Штаты. Оставив в стороне подобные проблемы, отмечу, что сегодня российский энергетический сектор фактически играет роль резервного источника для мирового нефтяного рынка, на который возложена стабилизирующая функция на случай сильного изменения цен.

Если наши два президента смогут сделать всего несколько шагов в направлении глубокого и длительного партнерства, возможности станут почти безграничными. На них возлагается обязанность превратить сегодняшнюю дружбу в формализованный союз на будущее.