Глобализация - это все равно, что американизация
Америка, как никогда раньше, убеждена в том, что именно американский вариант капитализма может спасти мир от бедности. То, что сделало их самих такими зажиточными: демократия, свободная торговля и яростная конкуренция - тоже является рецептом для остальных. Но остальной мир все больше воспринимает глобализацию как простую американизацию по разбойным правилам концернов США.
Крупнейшее банкротство в истории США в случае с тесно связанным с администрацией США энергетическим гигантом "Enron" является образчиком рвачества богатых. Топ-менеджеры хорошо знали, каким надувательством был высокий курс акций их фирмы, и сбрасывали свои акции, пока они еще очень дорого стоили. Простые служащие смогли избавиться от своих акций лишь тогда, когда те практически уже ничего не стоили. Тысячи людей потеряли свою страховку по старости. Прошел не один месяц, пока факт скандального банкротства вообще стал достоянием гласности, поскольку концерн "Enron" спонсировал стольких политиков, что "было бы проще спросить, кто еще не получал от него взяток, чем наоборот", - комментировал ситуацию радиоканал "National Public Radio". В списке лиц, которым оказывал финансовую поддержку "Enron", значился 71 сенатор из 100.
Американский парадокс: каждый раз страна, назначившая сама себя самой образцовой в мире, наносит ущерб тем ценностям, за которые она без всяких колебаний пойдет в огонь и в воду. В какой другой демократической стране президентом мог бы стать человек, набравший на полмиллиона меньше голосов избирателей, чем его соперник, да еще и пересчитывавшиеся, как в какой-нибудь банановой республике? И может ли служить образцом для всего мира решение судить террористов военным трибуналом, где им отказывают в основополагающих правах, которые признаются за любым другим серийным убийцей? "Комитет адвокатов за права человека" в Вашингтоне поставил вопрос: "Когда нечто подобное делают в таких странах, как Перу, Египет и Колубия, наше Министерство иностранных дел протестует. Что мы сможем сказать им в будущем?"
Американцы готовы верить, что они стоят выше человеческой расы
Может ли служить примером то, как распределяются среди американцев доходы? За последние три десятилетия все глубже становилась пропасть между самыми богатыми и остальной частью населения. Сегодня она значительно глубже, чем в любой другой промышленно развитой стране. Почти половина громадного прироста доходов приходится на тонкий слой самых богатых американцев, которые составляют один процент всех работодателей. Бедным странам США обещали "небывалое благосостояние", когда те танцевали под их неолиберальную дудку, "но это обещание не сдержали, и страны оказались в небывалой нищете", - писал лауреат Нобелевской премии в области экономики Джозеф Штиглиц (Josef Stiglitz).
Жажду доходов американцы всегда с удовольствием увязывают с рвением к занятию миссионерством. Если Европа после второй мировой войны стала более светской, в политике США все более значимую роль играет религия. В Республиканской партии доминирует фундаменталистское крыло. "Имя нового фюрера религиозных правых в Америке - Джордж Буш (George Bush), писала недавно "Washington Post". С яростью поздно обращенного (Буш покончил с алкоголизмом, когда ему было 40 лет с помощью телепроповедника Билли Грэхэма (Billy Graham), он подгоняет мировую политику, держа в руках Библию.
"Единственный религиозный, озаренный и свободный народ"
Склонность к набожности и патриотизму явление "действительно не новое", писала "New York Times", "мы страна, которая создала себя сама и самоотверженно защищает свое творение. Американца делает не его кровь или происхождение". Один из лучших знатоков США выразился так: жителям Соединенных Штатов на продолжении длительного времени постоянно говорили, что они - единственный религиозный, озаренный и свободный народ. У них громадное самомнение. Они не далеки от того, чтобы уверовать, будто являются видом, выходящим за рамки человеческой расы". Это сказал через 50 лет после того, как США получили независимость, Токвиль (Tocqueville).