"Еще осталось несколько нерешенных вопросов, но у Москвы нет альтернативы интеграции с Западом". Если так говорит Збигнев Бжезинский, значит, мы действительно достигли поворотного момента. Бывший советник президента Картера по вопросам национальной безопасности родился в 1928 году в Польше. Во время "Холодной" войны он эмигрировал в США, где сделал политическую карьеру и стал членом американского правительства. В КГБ были убеждены, что Бжезинский вступил в заговор с кардиналом Кролом (Krol) из Филадельфии, чтобы способствовать избранию Карола Войтылы папой Римским и таким образом попытаться подорвать Варшавский пакт изнутри.
Его решимость не ослаблять давление на Кремль стала одной из основных причин легендарных столкновений с госсекретарем США Сайрусом Вэнсом (Vance), закончившихся победой Бжезинского и отставкой Вэнса. С тех пор как началась война против терроризма, американские телекомпании не устают показывать старые записи, где бывший консультант Картера (во время советского вторжения в Афганистан) говорит с исламскими боевиками в тех же самых горах, где сегодня скрываются талибы, и уверяет, что Бог одобряет их сопротивление Москве.
- А сейчас ситуация настолько изменилась, что Буш говорит о новой эпохе дружбы и сотрудничества между Соединенными Штатами и Москвой?
- Не стоит преувеличивать новые возможности, но, безусловно, они существуют. Нерешенными пока остаются вопросы, касающиеся укрепления демократии и рыночной экономики, поддержки Россией таких диктаторских правительств как, например, правительство Белоруссии, конфликт в Чечне, который должен быть решен по европейской модели, по примеру урегулирования отношений Франции с Алжиром. Однако, несмотря на эти проблемы, интеграция России с Западом представляется мне неизбежной.
- Как Вы оцениваете договор о сокращении ядерного оружия?
- Это шаг в правильном направлении. Две державы поняли, что они не нуждаются в столь значительных арсеналах ядерного оружия для взаимного сдерживания и воспользовались случаем, чтобы значительно сократить затраты на его техническое обслуживание.
- Имели место споры по поводу складирования боеголовок, а некоторые утверждают, что 2200 ядерных боеголовок это все равно много. Вы согласны?
- Разоружение - это процесс, так что нужно будет сделать еще много шагов. Но, так или иначе, сегодняшний поворот очень важен.
- Этот договор нужен был еще и для того, чтобы заставить Путина согласиться на космический щит?
- Да, я думаю, что, в конце концов, Россия согласится с этим, особенно в том случае, если мы сможем распространить его действие и на европейских союзников и представить его как оборонительную инициативу, которая ничем не угрожает Москве.
- Новый Совет двадцати в НАТО, который будет официально утвержден на следующей неделе в Риме, - это первый шаг России в Североатлантический Альянс?
- В отдаленном будущем я не исключаю такой возможности. В настоящий момент Москва заинтересована в укреплении отношений с НАТО, сохраняя, однако, свое сепаратное положение. То есть специальный статус в рамках Совета Двадцати - это именно то, что России сейчас нужно. Но в ближайшие годы НАТО продолжит расширение на Восток, охватывающее страны Балтии и Украину. Тогда и Россия захочет вступить в НАТО и сможет сделать это, если проблемы, которые я перечислил, к тому времени будут решены.
- И все же некоторые европейские аналитики утверждают, что после окончания "Холодной войны" НАТО изжила себя, и даже Вашингтон не слишком заинтересован в ее сохранении. Они ошибаются?
- Без сомнения. НАТО продолжает играть основополагающую роль в деле поддержания безопасности в Европе, а также прилегающих регионах. Конечно, она не может решить ближневосточный конфликт, однако представляет собой источник международной стабильности, и тот, кто предполагает, что НАТО больше нет, не знает, о чем говорит.
- Кажется ли Вам удовлетворительным сотрудничество в войне против терроризма?
- Я думаю, что несколько лет назад было бы трудно представить себе подобный альянс.
- Президент Буш критикует российские поставки оружия в Иран и , в связи с этим, опасность распространения ядерного оружия, которое может оказаться в руках террористов. Нет согласия и по вопросу возможного нападения на Ирак.
- На сегодняшний день дела обстоят именно так, но, в конце концов, я уверен, что Москва согласится с Западом и по этим вопросам.
- Каков вес русской нефти в новом альянсе?
- Россия располагает огромными ресурсами. В самом ближайшем будущем увеличится производство нефти, и даже если этого будет недостаточно, чтобы потеснить Ближний Восток, в выигрыше окажутся все.