Санкт-Петербург, 25 мая 2002 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), стоя в пятницу перед телевизионными камерами на пресс-конференции с российским президентом Владимиром Путиным, объявил, что они двое встретятся с представителями средств массовой информации (СМИ) в рамках его усилий убедить Россию "в важной роли свободной прессы для строительства работоспособной демократии". Когда чуть позже эта встреча состоялась в Кремле, выяснилось, что на нее были приглашены лишь несколько известных фигур из новостных агентств, которым дали 4 минуты, чтобы задать свои вопросы президентам: 2 минуты - владельцу американской газеты и 2 минуты - российскому журналисту. Участники сказали, что г-н Буш-младший и г-н Путин поблагодарили их, не ответив на поставленные ими вопросы. Хотя это событие должно было акцентироваться на поддержке свободной прессы, его освещение в новостных СМИ не было разрешено.
Владимир Познер, один из наиболее известных российских телевизионных журналистов, сказал, что доволен тем, что была поднята тема свободы прессы. Но, добавил он в качестве замечания: "Было бы лучше, если бы у нас состоялась более глубокая дискуссия. И было бы лучше, если бы эта дискуссия была открытой для СМИ, особенно потому, что мы говорим о независимых СМИ".
Закрытая встреча отражала тональность, которую г-н Буш-младший задал во время своего трехдневного визита в Россию, первого за время его президентства. Г-н Путина широко критикуют за закрытие независимой телевизионной станции. Кроме того, он осуществляет общее руководство жестокой военной кампанией против чеченских сепаратистов. Но на публике г-н Буш-младший не выступал против г-на Путина по данным вопросам. Г-н Буш-младший превозносил достоинства свободного и открытого общества, посетил церковь и синагогу и встречался с российскими журналистами, активистами правозащитных организаций и религиозными лидерами. Но он сделал упор на взаимные сокращения стратегических ядерных вооружений и сотрудничество в войне с терроризмом. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell), подводя сегодня итого поездки, даже не упомянул о правах человека или демократии.
Г-н Буш-младший на всем протяжении своего визита превозносил г-на Путина и его руководство, избегая в то же время критиковать своего хозяина. В Санкт-петербургском государственном университете, где г-н Путин учился, а позднее работал "под крышей", находясь на службе в Комитете государственной безопасности (КГБ), сегодня после полудня г-н Буш-младший обратился с сердечной речью к студентам о "вашем президенте и моем друге, Владимире Путине". Он сказал студентам, что "у вас есть лидер, который понимает, что свобода сделает будущее этой страны лучше". Когда один студент спросил его о характеристиках, которыми должен обладать лидер, г-н Буш-младший сказал: "Нужно твердо стоять на своих принципах, нужно верить в определенные ценности". Но единственная ценность, о которой толковал г-н Буш-младший во время этого посещения, так это насколько сильно г-н Путин и его жена любят своих дочерей. Это общая для всего мира ценность. Это впечатляющая добродетель".
В последние дни г-н Буш-младший взял поразительно другой тон, чем в своих замечаниях в Президентской библиотеке Рональда Рейгана (Ronald Reagan Presidential Library) в ноябре 1999 года. В то время г-н Путин был премьер-министром, а российские военные проводили новую наступательную операцию в Чечне. Г-н Буш-младший, в то время участвовавший в президентской избирательной кампании, объявил, что "мы не можем простить российской жестокости", и доказывал, что "Россия не сможет научиться демократии по учебнику тирании". Он сказал, что не будет сотрудничества без того, чтобы "Москва не продемонстрировала цивилизованное самоограничение". Когда российское правительство нападает на гражданских лиц, убивая женщин и детей, оставляя сирот и беженцев, оно не может рассчитывать на помощь ведущих международных институтов, - сказал тогда г-н Буш-младший. - Российское правительство вскоре узнает, что невозможно построить стабильную и единую нацию на руинах прав человека".
Как и в случае с Биллом Клинтоном (Bill Clinton) и с другими до него, г-н Буш-младший с тех пор выяснил для себя, что проще выступать с жесткими речами, когда ты являешься кандидатом в президенты, чем когда уже стал президентом. Террористические нападения 11 сентября привели г-на Буша-младшего к созданию международной коалиции для войны в Афганистане, и сотрудничество России было критически важным для использования вооруженными силами США операционных баз в странах Средней Азии. Другие соображения были отодвинуты на задний план, и не только в отношениях с Россией: во время своей поездки в Китай ранее в этом году г-н Буш-младший постарался не особенно выпячивать свою озабоченность соблюдением Пекином прав человека.
Акцент на борьбе против терроризма вполне соответствует собственной повестке г-на Путина. Он начал чеченскую наступательную операцию после того, как было несколько взрывов жилых домов в Москве и в других городах, вину за которые он возложил на чеченцев, хотя никого не задержали. С самого начала г-н Путин выставляет чеченскую войну как сражение против террористов.
Российские и международные организации борцов за права человека привлекают внимание к многочисленным примерам жестокости и злоупотреблений в ходе чеченского вооруженного конфликта, включая случаи, когда российские войска осуществляли массовые облавы на гражданских лиц и якобы пытали и убивали их. В ходе своей нынешней поездки раз г-н Буш-младший упомянул о Чечне в присутствии г-на Путина один-единственный раз, да и то в нейтральном тоне: "Мы будем работать над тем, чтобы помочь прекратить боевые действия и достичь политического решения в Чечне".
Г-н Буш-младший также упомянул о Чечне, выступая в пятницу вечером перед лидерами политических и религиозных организаций и представителями СМИ в "Спасо-хаусе", резиденции посла США в Москве. Нескольким репортерам разрешили освещать его высказывания; которым было посвящен короткий сюжет, показанный по российскому телевидению. "Опыт Афганистана научил нас всех, что нужно извлечь уроки относительно того, как следует обеспечивать безопасность родины и в то же время проявлять уважение к противнику на поле боя, и этот урок применим к Чечне, - сказал г-н Буш-младший. - Мы доказали, что война с террором может быть выиграна, и одновременно мы доказали, что можно уважать права людей на этих территориях, уважать права меньшинств".
В "Спасо-хаусе" г-н Буш-младший говорил также о необходимости честной правоприменительной практики, "уважения к независимым СМИ со стороны правительства", о свободе речи и собраний для оппозиционных партий и о свободе религии. Г-н Буш-младший сказал, что и Россия, и Соединенные Штаты должны "уважать многоэтнический уклад наших стран". Подобно американцам, россияне ожидают от своего правительства, что "оно будет уважать рядовых граждан, а не коррумпированную элиту", сказал г-н Буш-младший. "История будет судить нас по тому, как мы защищаем наши свободы, - добавил он - И история будет судить нас по тому, защищаем мы или нет общемировые ценности, которые правильны, справедливы и верны".
Кое-кто из присутствующих отметил различие между подходами г-на Буша-младшего и г-на Клинтона. Когда г-н Клинтон был в России в 2000 году, в разгар нападок на самого известного российского медиа-магната, он предложил свою поддержку, удостоив главную радиостанцию этого магната, "Эхо Москвы" продолжительным интервью. Кое-кто в России говорит, что разочарован подходом г-на Буша-младшего.
"Было интересно слушать его, но я не услышала ничего нового по сравнению с тем, что он обыкновенно говорит на эту тему, - сказала Валентина Мельникова, активистка "Комитета солдатских матерей", группы, которая протестует против злоупотреблений в Чечне. Г-жа Мельникова похвалила г-на Буша-младшего за его пылкие слова о правах человека, но сказала, что опасается, что его подход только лишь поощрит Россию к тому, чтобы и дальше без всяких опасений международного осуждения действовать в Чечне. "Как обычно, я была расстроена тем, как он говорил о способах борьбы с терроризмом, - сказала она. - Нам точно известно что то, как он об этом говорил, дает больше свободы российским военным". Г-жа Мельникова подошла к г-ну Бушу-младшему после его выступления, представилась и призвала его поручить американским военным научить россиян уважать права человека.
"Разумеется, мы этим недовольны, - сказала Татьяна Касаткина, исполнительный директор российской правозащитной организации "Мемориал", говоря о высказываниях г-на Буша-младшего в "Спасо-хаусе". - Он упомянул о Чечне и правах человека только мельком. Не было в его речи ничего подобного тому, что он говорил во время своей избирательной кампании. Но чего вы хотите?┘ Это дипломатия. Это политика".