Украина стремится к вступлению в Североатлантический союз (НАТО) и ищет подходы к Европейскому союзу (ЕС). О цели вступить в НАТО теперь заявляет Евгений Марчук - секретарь высшего внешнеполитического органа Украины - Национального совета безопасности и обороны. Этот Совет возглавляет президент Кучма. Кучма охарактеризовал решение как эпохальное и судьбоносное для Украины. За день до этого в Берлине заместитель премьер-министра Семиноженко, статс-секретарь Министерства иностранных дел по европейским вопросам Чалый и бывший министр иностранных дел Тарасюк заявили в унисон на конференции, организованной Немецким обществом по изучению Восточной Европой, что Украина хотела бы стать в среднесрочной перспективе членом ЕС. Семиноженко является сторонником самой влиятельной политической силы в стране и новом парламенте - блока "За единую Украину!" ("Заеду"). Чалый не связан какими-либо партийными предпочтениями, а Тарасюк говорил от имени второй по влиятельности силы - реформаторского блока бывшего премьер-министра Виктора Ющенко "Наша Украина". Два года назад президент уволил Тарасюка со своего поста из-за слишком бойкого "натиска в сторону Запада".
Украинская газета "День" прокомментировала решение Совета безопасности и обороны замечанием, что руководство, видимо, собирается отказаться во внешней политике от многополярности. Действительно в последние годы Киев в политике колебался между Россией и Западом, имея большое количество исключительно стратегических партнеров, и подавая противоречивые сигналы внешнему миру. И вот теперь, судя по всему, он окончательно определился с направлением и принял решение об интеграции Украины в евро-атлантические структуры.
До сих пор украинская внешняя политика Кучмы подвергалась критике, прежде всего, за осторожность. Дело в том, что всегда считалось обязательным принимать во внимание в силу экономических соображений фактор России, в том числе и в вопросе сближения с Западом. Россия наблюдала за этим с большим недоверием, пока она упорствовала в своем военно-политическом соперничестве с Америкой и Западом. Теперь ситуация изменилась, и Украина, тем самым, значительно потеряла на Западе в своей "товарной стоимости". Украине многое прощали, до той поры, пока она казалась полезной в качестве оплота против возрождения восточной империи. Некоторые украинские политики теперь совершенно открыто говорят о своих опасениях, что Украина в результате российско-американского (западного) сближения может оказаться в мертвой зоне мировой политики. С этой точки зрения решение Национального совета безопасности и обороны Украины о желании стать членом НАТО является контрапунктом Киева к визиту американского президента Буша (Bush) в Москву.
Москва уже ближе к НАТО, чем Киев
К тому же поддержка Путиным Америки после событий 11 сентября прошлого года, а также появление нового совместного органа, который должен заменить прежний Совет "НАТО-Россия", ясно продемонстрировали Украине, что Москва сегодня уже ближе к Союзу, чем Киев. К этому следует добавить, что практически нет надежд по поводу возможности принципиально нового уровня престижа нынешнего совместного Комитета НАТО и Украины. Решение киевского руководства направить свои усилия на вступление в Союз является потому и попыткой вырваться из международной и европейской политической изоляции.
Остается, разумеется, еще немало сомнений. Сначала нужно увидеть, возможно ли достижение консенсуса относительно стратегической цели западной интеграции среди политической элиты Украины и в парламенте, узнать, что думает по поводу нового "евро-атлантизма" руководства народ. То, что 80 процентов избирателей, которые недавно проголосовали против коммунистов, дали, якобы, вотум доверия на интеграцию Украины с Западом, как это утверждал в Берлине Семиноженко, может оказаться иллюзией. Большинство украинцев вряд ли знает, что, собственно, представляет собой ЕС. А что касается НАТО, то во многих головах до сих пор встает образ врага из советских времен. Если есть намерения реализации политических планов, то, прежде всего, должны быть соблюдены западные стандарты. В принципе можно было бы назвать "копенгагские критерии", соблюдения которых требуют от стран, которые хотят стать кандидатами на вступление в ЕС, соблюдения демократических норм и прав человека. К этому нужно добавить, что экономика должна работать на рыночных принципах, чтобы выдержать давление конкуренции в рамках ЕС. Что касается пригодности для членства в НАТО, то главная заповедь - гражданский парламентский контроль над вооруженными силами. Не говоря уже о способности сотрудничать в рамках НАТО с вооруженными силами других стран.
Пока слишком рано говорить, окажет ли новый политический сценарий украинского руководства целительное влияние на политические, военные и экономические реформы, как это было в странах восточной части Центральной Европы, когда те боролись за вступление в НАТО и ЕС. Прежде всего, пока неясно, как отреагирует на украинский поворот Запад. В Брюсселе до сих пор нет точных представлений, каким он хотел бы видеть экономическое пространство за рамками расширенного ЕС. О членстве Украины в ЕС пока никто не говорит, если и заикается, то только об "особом соседстве". А в Рейкьявике министры иностранных дел стран-членов НАТО говорили об углублении отношений с Украиной, но в перспективе. И то только после долгой разъяснительной работы Польши, по крайней мере, так утверждают в Варшаве.