Сообщения, на первый взгляд, выглядели так, будто до победы в чеченской войне Путин может, наконец-то, чуть ли не дотянуться рукой. Казалось, его ФСБ удалось в апреле сделать то, о чем ЦРУ в случае с Усамой бен Ладеном (Osama Bin Laden) до сих пор могло только мечтать: ФСБ вышла в чеченских горах на след государственного врага #1 - арабского полевого командира Хаттаба (Chattab) - и устранила его. Доверенный человек Хаттаба, перевербованный ФСБ, передал своему командиру письмо с ядовитым веществом. Через пять минут черноволосый Самир Салех Абдалла аль-Сувейлем (Samir Salech Abdala al-Suvejlem), наследник нефтяного месторождения в Персидском заливе, объявивший сам себя божьим воином в Афганистане, Таджикистане и Чечне, был мертв.
Видеолента с кадрами о погребении Хаттаба в одном из лесных массивов в горах Кавказа, которую перехватила ФСБ, не один день окрыляла оптимистов в Москве: изобретатель коварной минной войны против российских войск, инструктор боевиков и важнейшее контактное лицо отрядов чеченских боевиков с международными организациями был устранен. Теперь, считали они, иссякнут денежные потоки, идущие из исламской заграницы, а борьба за наследство парализует деятельность боевиков. Но, прежде всего, Москва смогла записать на свой счет важную психологическую победу, ведь, Владимир Путин еще два года назад обещал уничтожить отряды боевиков, например, таких полевых командиров, как Хаттаб и Шамиль Басаев, а "в случае необходимости мочить их в сортире".
Казалось, обещания сбываются. Начальник Генерального штаба Квашнин распространил информацию, что мертв также и Шамиль Басаев. Другие полевые командиры схвачены или убиты. Остальные боевики перебежали к верному Москве президенту Чечни Кадырову.
Но затем все оказалось иначе. Устранение символичной фигуры Хаттаба, "черного араба", означает не только то, что теперь, как представляют в Москве, больше действительно не существует главного свидетеля в пользу того, что Чечня является учебной площадкой международного терроризма. Одновременно его смерть не привела к реальному изменению в ситуации в Чечне и не принесла Кавказу покоя. Еще остается больше чем достаточно божьих воинов, беженцев и просто отчаявшихся людей, которые замышляют кровную месть. Как показывает развитие событий в последние дни, число опустошительных взрывов бомб, направленных против российских войск, и террористических актов в отношении верных Москве местных чиновников несколько уменьшилось. Зять Хаттаба Раббани Халилов из Дагестана, был, вероятно, тем человеком, который организовал недавно террористический акт в портовом городе Каспийске, в результате чего погибли 42 человека, в том числе 20 детей.