Историю делают религиозные мятежники
Столбы дыма, которые увидел с парусника "Hopewell" Джон Уайт (John White), возможно, появились не из-за огня, зажженного как символ радости, а из-за молнии, воспламенившей сплавной лес. Парусное судно приближается к берегу, и в душе седовласого губернатора растет чувство пустоты и подавленности. Ничто не говорит о том, что на острове Роаноке более чем 100 жителей. Никто не встречает их восторженно на берегу. Ни его зять, ни дочь Уайта Элеонора - он чувствует покалывание в сердце - ни его внучка Вирджиния, которая была первым ребенком поселенцев на американской земле. Она родилась за девять дней до его отплытия в Европу.
За три года до этого, в 1587 году, Уайт отправился в Лондон. Он должен был получить помощь в лице колонистов для молодого английского поселения на новом континенте, который испанцы называли Америкой. И надо было сделать новые запасы для Роаноке. Он собирался, собственно, через год возвратиться. Но потом все планы перечеркнул король Испании Филипп II (Philipp II). Только после того, как его армада была разбита, у королевы Англии Елизаветы (Elisabeth) снова появились деньги, чтобы послать в самый отдаленный уголок известного людям мира экспедицию с помощью.
Проект Роаноке
Форт с его земляными валами и палисадами, в котором заняли круговую оборону пришельцы, цел. Но его обитатели ушли отсюда уже давно. Они, видимо, спешили: Уайт и его люди нашли тяжелые сундуки и металлическую утварь, которые поселенцы не смогли забрать с собой. Или хотели забрать? На стволе одного из деревьев губернатор колонии находит вырезанное слово "Кроатоан" - название соседнего острова. На Кроатоане живет дружески настроенное к белым индейское племя. Не там ли его люди нашли убежище? Уайт собирается отправиться на поиски на следующий день. Но плохие погодные условия заставляют его и капитана "Hopewell" опрометчиво оставить коварные воды вокруг песчаной банки перед берегом. Шторм отгоняет судно на сотни миль в Атлантику. Оно никогда не вернется в Америку. И судьба первых английских поселенцев в Новом Свете останется навсегда тайной.
За англичанами Америка осталась по чистой случайности
Неудача с проектом Роаноке могла бы заставить Англию поставить крест на авантюре с Америкой как на совершенно бесполезной затее. Если бы то, что первооткрыватель Христофор Колумб (Christoph Kolumbus) до конца своей жизни упорно считал другой стороной Индии, попало в руки Испании, которая в своей жадности до быстрого обогащения уже покорила Центральную и Южную Америку. Или в руки отчаянных авантюристов, таких, как Франциско Васкес де Коронадо (Francisco Vasquez de Coronado), искавший, начиная с 1540 года, из Мексики, на равнине между Миссисипи и Скалистыми горами, мифическую страну золота Гиболу. К своему разочарованию он не нашел ничего, кроме стад буйволов и одного из чудес света - Большого каньона.
Новый мир должны заселить отбросы общества
Однако слово "золото" имело притягательную силу и в Лондоне. В 1607 году к побережью Виргинии, на 200 километров севернее Роаноке, из Англии подошли три очередных корабля. На их борту находилась сотня поселенцев. Несколько бревенчатых домов, которые удалось собрать до начала зимы, они назвали Джеймстоуном. "Не было никакой другой темы, другой надежды, другой работы, кроме того, как золото копать, золото намывать, золото выплавлять и золото нагружать", - свидетельствует один из переселенцев в своих записях. Эту новую попытку нащупать почву в Америке поддерживает компания "Virginia Company" - союз состоятельных джентльменов. Они хотят получить выгоду. Впрочем, у одного из основателей компании - почтенного верховного судьи сэра Джона Попхэма (Johm Popham) есть дополнительные мотивы. Он хочет отделаться от "бродяг" и выслать их в "такого рода районы по ту сторону моря", насытить и населить Новый мир постояльцами "из всех тюрем Англии".
Золотая лихорадка вскоре пошла на убыль: поселенцы из Джеймстоуна на нашли драгоценного металла. Вместо этого на них нападает другая лихорадка: более половины переселенцев не пережили первый год своего пребывания на новом месте. А вскоре им стали доставлять немало проблем "дикари" или "идолопоклонники", как называли между собой поселенцы индейцев.
Как и в 15 веке первые переселенцы, американцы и сегодня верят, что живут в Богом избранной стране
В 1614 году жители Джеймстоуна отправили в Англию первый урожай табака. Курение становится в Европе дорогостоящей модой. Оказывается, стать богатым в Вирджинии можно и без золота. Поток переселенцев набирает силу. Переселенцам легче, если удается жить в мире с аборигенами. Но они же безжалостны к дикарям, если те осмеливаются оказывать сопротивление их колониальным планам. То, что они, европейцы, могут быть незваными гостями и оккупантами, - эта мысль им совершенно чужда.
У новой свободы строгие правила
Предводитель индейцев Опечанканук (Opechancanough) понимает опасность и хочет начать переговоры, пока белые не стали непобедимыми по одной лишь простой причине, что их больше. 22 марта 1622 мата его воины напали на плантаторов Джеймстоуна и вырезали 347 человек. Но изгнать поселенцев уже невозможно. В 1644 году, после продолжительной локальной войны, старого предводителя берут в плен и убивают. С того момента новые господа берут верх в Америке уже навсегда. До 1640 года только в прибрежной полосе, которая получит позже название штатов Новой Англии, осело более 25 000 белых. Начало положили "отцы-богомольцы", прибывшие в 1620 году на корабле "Мейфлаурер" и высадившиеся на берег у мыса Код. Они пуритане. Дома, в Англии, за свой фундаменталистский протестантизм они подвергались преследованиям. Они хотят построить в новом мире, вдали от земной власти короля и ненавистных иерархов англиканской церкви, "Новый Сион" строго по заветам Библии. "Мы не сомневаемся, что Бог будет с нами, - проповедует Францис Хиггинcон (Francis Higginson) - один из их идеологов. - А если с нами Бог, то кто будет в состоянии противостоять нам?"
При этом для убежденных протестантов экономический успех является видимым знаком того, что Бог на их стороне. "Он воздаст нам хвалу и честь, - говорит Джон Уинтроп (John Winthrop) - основатель поселения в бухте Массачусетс, - такие, что люди, увидев прекрасные плантации, будут говорить: Господь дает им процветание". Это глубокое убеждение станет константой самосознания американцев. Точно так же, как вера в то, что они живут в Богом избранной стране.