27 мая 2002 года. На неделе, посвященной довершению незаконченных дел "холодной войны", Калининградская область, этот прибалтийский анклав России, угрожает стать одним из нарывов, который сам по себе не рассосется. Когда Владимир Путин, российский президент, будет встречаться с президентом Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) в Москве в среду, главной темой их повестки станет отношение Европейского Союза (ЕС) к проблеме Калининграда. Пока Калининград был окружен странами Варшавского Договора, то, что там происходило, не касалось ЕС. Но, когда в 2004 году значительная часть Восточной Европы должна войти в состав ЕС, Западной Европе есть чего опасаться. В то время как мощный энергетический сектор России рассматривает этот анклав как плацдарм для своего продвижения в Европу, ЕС видит в нем гнездо наркоторговли, отмывания денег и организованной преступности.
Век 20-й не был добрым к Кенигсбергу, историческому городу Восточной Пруссии, останки которого захоронены под фасадами из монолитного бетона города Калининграда. Во время второй мировой войны этот город был почти до основания разрушен, а после его оккупации советскими войсками Сталин приказал его переименовать и заселить, ибо хотел иметь порт и базу для своего Балтийского флота. За этим последовала почти полувековая стагнация города, превращенного в укрепленный военно-морской форпост в изоляции.
После окончания "холодной войны" Калининград не устоял перед болезнями почти всей провинциальной России: организованной преступностью, коррупцией. Кроме того, в нем отмечается самая высокая в Европе заболеваемость ВИЧ-инфекцией.
Самой актуальной заботой ЕС является давно дарованная калининградцам свобода безвизовых поездок в соседние Польшу и Литву и обратно. Обе эти страны являются перспективными членами ЕС, и руководство союза полно решимости ввести более строгий режим пограничного контроля. Калининградцы в ужасе от того, что они рассматривают как покушение на их свободы, и тонкости энергетической политики утопают в возмущении общественности в связи с ожидаемым введением визового режима.
"Евросоюз должен принять конструктивные меры, а российская сторона также не должна иметь отличного от западного подхода к этой проблеме, - говорит губернатор области Владимир Егоров. Эти выводы, изложенные в меморандуме г-ну Путину в этом году, настоятельно требуют строго регулируемого, но безвизового проезда вдоль установленных транзитных коридоров. Ограничения по времени для пересечения территории ЕС и специально запломбированные поезда должны удовлетворить Брюссель. Комиссия назвала российские предложения "неприемлемыми". Визы - это вопрос внутренней безопасности ЕС, говорит Брюссель. Для Калининграда исключений сделано не будет.
Москва противится планам ЕС. Ее возражения базируются на праве калининградцев посещать остальную территорию России. Но некоторые европейские дипломаты и те местные жители, которые более цинично оценивают переговорную стратегию Москвы, думают, что визы - всего лишь гамбит в переговорной игре, в которой главную роль играет российская энергетическая индустрия.
Это вопросы равным образом и стратегические, и экономические. Россия не делает секрета из своего давнишнего стремления заменить охваченный волнениями Ближний Восток в качестве главного источника углеводородного топлива для Запада. Географическая аномалия, которая однажды сделала Калининград ценным в военном отношении активом, так же делает его хорошим путем для российских компаний на рынки ЕС - не в меньшей мере потому, что там расположен самый западный российский незамерзающий морской порт и терминал для экспорта нефти. Кроме того, в Калининграде заканчивается трубопровод, по которому перекачивается природный газ. Газопровод модернизируется в соответствии с планами строительства в регионе 900-мегаваттной электростанции на газу. В апреле Москва выдала первый транш в 27 млн. руб. на строительство ТЭЦ-2. И это тоже может быть неодобрительно встречено Европейской комиссией, которая говорит, что Калининграду для внутреннего потребления нужен всего один из 450-мегаваттных блоков ТЭЦ-2, и выражает озабоченность, что остальная электроэнергия, возможно, предназначается для рынка ЕС.
ТЭЦ-2 финансируется главным образом РАО "ЕЭС России". Но для ее строительства нужно также участие "Газпрома". "ЛУКойл", одна из крупнейших в России нефтяных компаний, также не забывает о выгодном географическом положении Калининграда для экспорта нефти в Европу. Дипломаты в зоне Балтийского моря, склонные рассматривать эти гигантские энергетические компании как тесных партнеров Москвы в ее внешней политике, указывают на повышение роли этих предприятий в Калининграде как на ключевую российскую стратегию для этого региона. "ЛУКойл" уже является крупнейшим налогоплательщиком Калининградской области и пользуется значительным местным влиянием. Власти Калининграда предпочитают не распространяться по поводу стратегической важности этого региона. "Наше дело - строить электростанцию, - говорит г-н Егоров. - Что будет потом в части касающейся экспорта электроэнергии, не наш вопрос: как говорят у нас в России, бессмысленно делить шкуру неубитого медведя". Едва ли г-н Путин станет приветствовать г-на Проди столь же сердечно, как он приветствовал президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush).