Ядерное оружие, торговля, борьба против терроризма: господа Буш (George W. Bush) и Путин подписали 24 мая столько договоров, сколько позволяет простая операция умножения. Одно из самых важных соглашений дает Вашингтону возможность прочно закрепиться в Средней Азии и на Кавказе, в заповедных местах Москвы.
Тема стабилизации в Средней Азии и на Кавказе заняла важное место на саммите Джорджа Буша и Владимира Путина в Москве. Конечная цель - в рамках "борьбы с терроризмом" помешать возникновению новых очагов насилия в этих зонах постсоветского пространства, находящихся на перекрестье конфликтов и трафиков всех родов.
Не сбавляя оборотов после событий 11 сентября и развертывания американских частей в Центральной Азии, президенты двух стран набросали план новой геополитической конфигурации этой части мира, и сошлись на том, что их страны будут "совместно" разрешать многочисленные региональные конфликты, в том числе и чеченский, и займутся разработкой энергетических ресурсов Каспия.
Следует констатировать, что США теперь смогут выработать свой взгляд на будущее этого обширного региона, традиционно считавшегося зоной российских интересов.
В совместной декларации о "сотрудничестве в борьбе с терроризмом", подписанной в Москве, Джордж Буш-младший и Владимир Путин заявили: "суверенитет, долговременная стабильность, процветание и дальнейшее демократическое развитие государств Центральной Азии отвечают стратегическим интересам России и США". Особое внимание было уделено Грузии, стратегически важной закавказской республике, куда американские военные специалисты начали прибывать в этом месяце, с целью создания на базе грузинских сил частей для борьбы с террористическими "элементами" в пограничном с Чечней районе.
США и Россия заявили о своей "приверженности работе с правительством Грузии по вопросам борьбы с терроризмом" и о стремлении к "продвижению мирного политического решения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии", двух сепаратистских регионов республики. В тексте объявлено об организации под эгидой Соединенных Штатов "региональной конференции по борьбе с терроризмом с участием стран Средней Азии и Кавказа, Афганистана, Турции, Китая и России".
На совместной пресс-конференции Джордж Буш предпочел высказаться осторожно по вопросу Чечни. "Я очень хорошо понимаю, что российский народ постоянно страдал и страдает от рук террористов. Мы тоже пострадали от него", - начал он, придерживаясь официального дискурса Кремля, проводящего параллель между 11 сентября и взрывами домов в России в 1999 году. Но президент добавил, что США рассчитывают "работать" с Россией, чтобы добиться "завершения боевых действий" и помочь "экономическому развитию Чечни". Владимир Путин предпочел обойти молчанием эту тему, очень болезненную для него в политическом смысле, и лишь поблагодарил господина Буша за "искренние чувства сопереживания, переданные президентом США от имени американского народа" в связи со взрывом 9 мая в Дагестане, который унес 42 жизни.
Очаг экстремизма
Американская политика в отношении стран бывшего СССР, какой она предстала на прошедшем саммите, подчиняется следующей логике: конфликты на Северном Кавказе и неопределенность в Центральной Азии подрывают борьбу с терроризмом, и, значит, представляют угрозу для безопасности США. Ибо если эти регионы погрузятся в хаос, и их захлестнет волна насилия, то они могут стать очагом экстремизма и почвой для сети "Аль-Каиды".
В ходе рассуждения Джордж Буш публично призвал Россию положить конец репрессиям, которые осуществляет армия в Чечне. Во время встречи с представителями общественных организаций России американский президент высказал мнение, что Москва "извлечет урок" из боевых операций в Афганистане, "который мы все извлекли". "Этот урок относится и к Чечне. Борьба против терроризма может быть выиграна при одновременной защите прав населения, в том числе национальных меньшинств".
В декларации о новых стратегических отношениях затронута проблема Центральной Азии и Южного Кавказа. В тексте говорится о том, что "новые стратегические отношения" США и России "отвергают показавшую свою несостоятельность модель соперничества "великих держав", которое может только усилить конфликтный потенциал в этих регионах". Снятие напряженности вокруг Нагорного Карабаха, самого старого конфликта (с 1988 года) бывшего СССР, требует совместных усилий, сказано в тексте.
Это акцентирует внимание на "нефтяных ставках" региона. В рамках "нового двустороннего энергетического диалога" "Россия и США приложат все усилия для разработки богатых энергетических ресурсов России и Каспийского бассейна", - заявил Джордж Буш, упомянув в частности, проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Сейхан, который захватывает несколько километров территории Нагорного Карабаха и пересекает Грузию.
Энергетическое сотрудничество с Москвой представляет двоякий интерес, подчеркивают американские аналитики. Помимо того, что российская нефть, по мере поступления инвестиций, сможет разнообразить американский импорт, слишком зависимый от ресурсов Ближнего Востока, американцы рассчитывают, что "ось" Центральная Азия - Кавказ станет более стабильной, что позволит сделать поступления от торговли нефтью более прогнозируемыми.