Президент Владимир Путин тянет Россию в сторону Запада, и после договора о сокращении ядерных арсеналов, подписанном вместе с Джорджем Бушем в Москве, торопится войти в новый "Совет Двадцати" Североатлантического альянса. Это большой шаг, который, однако, не предвещает присоединения к НАТО, не меняет отношения России к расширению НАТО на Восток и не препятствует Москве укреплять военное сотрудничество с Азией.
Новый Совет Россия-НАТО - это шаг в направлении изменения стратегической доктрины Кремля, с которой до сих пор считались, несмотря на риторику периода после 11 сентября, как Восток, так и Запад. Но в то же время и для Путина, и для Запада это бег против времени в попытке извлечь плоды из "атлантического обручения", прежде чем в состав НАТО войдут балтийские страны, граничащие с Россией. Расширение на Восток вынудило бы Россию либо по-настоящему примкнуть к НАТО, либо дистанцироваться от нее, создав основу для стратегического альянса с Китаем.
Чтобы избежать подобной необходимости, Путин должен получить точные гарантии того, что решения Атлантического совета, основного органа НАТО, в который Москва не входит, не будут вступать в действие, прежде чем с ними не ознакомится "Совет Двадцати". Это непростая цель, учитывая, что Кремлю не удалось заручиться правом вето во вновь созданном организме.
Однако Путин располагает некоторыми картами. Первая из них - это возможность участия Путина в ноябрьском саммите в Праге. Российский президент был на него приглашен, но ответа пока не дал. Многочисленные указания, как кажется, подсказывают, что он не поедет в Прагу, поскольку в противном случае это будет равносильно согласию на расширение НАТО на Восток. Но, с другой стороны, если он поедет, то это будет означать, что он отдает себе отчет в бесполезности противостояния расширению и в необходимости, по словам российского министра иностранных дел Игоря Иванова, целиться выше. Это "целиться выше" означает стремление к политическому, а не военному альянсу, что остается основной целью России.
Вторая карта - это возможность российско-китайской оси. Несколько недель назад Москва превратила Договор о безопасности между Россией, Арменией, Белоруссией, Кыргызстаном и Таджикистаном в самую настоящую военную структуру. А также в сотрудничестве с этими же странами, плюс Китай и Узбекистан, собирается начать создание регионального механизма по обороне и безопасности. И впервые Пекин не ответил "нет", отступив от своей линии неприятия военных альянсов.