Тони Блэр, премьер-министр Великобритании
После окончания холодной войны, не было еще лучшего символа перемен в мире, чем саммит, посвященный созданию Совета Россия-НАТО, который сегодня откроется в Риме. Известно, что НАТО была создана для противодействия советской угрозе. И потому идея российского президента о равном партнерстве России с 19 членами Альянса в целях отражения угроз, которые нависли над миром и общей безопасностью, свидетельствует о большом пути, который мы прошли за 15 лет.
Первое заседание совета НАТО-Россия - событие, которое будет способствовать стабилизации в мире. Это - новая страница сотрудничества в борьбе с угрозами общей безопасности, процветанию и миру - одной из таких угроз является международный терроризм. Это - создание нового, доселе неизвестного органа для принятия решений и осуществления совместных действий.
Великобритания сыграла свою роль в генезисе новой структуры, и я горжусь этим, но мы были не одиноки в своем стремлении. Этот саммит будет первым, и все, что он утвердит, станет результатом широкого и ясного консенсуса. Во многих странах, и, конечно, в России, размышляют об этом, и задаются вопросом, какие плоды даст углубление сотрудничества и партнерства, и как осуществить его наилучшим образом.
Теракты 11 сентября напоминают нам о новых опасностях, которые подстерегают нас, несмотря на эволюцию отношений между Западом и Востоком. Мы поняли также, что НАТО и Россия могли бы лучше подготовиться к отражению этих угроз, объединив свои усилия.
Новый совет - это не торговый клуб. Это место, где будут вырабатываться общие принципы сотрудничества в сфере безопасности. Впервые Россия станет полноправным членом организации. Создание Совета - огромный шаг вперед по сравнению с теми отношениями, которые уже установились между Россией и НАТО. А ведь еще десять лет назад никто не мог даже представить себе, что такие отношения возможны. Совет и двадцать его членов заложат основания для широкомасштабного сотрудничества по многим вопросам. Стороны будут солидарны в своих решениях, если они будут приниматься сообща, станут результатом консенсуса. Это важно и это требует от всех нас изменения менталитета, большего доверия друг к другу, и воли к принятию общих политических решений.
Усиление военного сотрудничества - одна из ближайших задач совета. Мы начнем с воплощения амбициозной программы сотрудничества в вопросах борьбы с терроризмом, разрешения кризисных ситуаций, нераспространения ядерного оружия, и оказания неотложной помощи мирному населению. Я надеюсь, что совет скоро перерастет эти рамки, по мере того как будут развиваться партнерские отношения.
Я убежден, что это соглашение даст толчок для нового партнерства между нашими странами. Нам нужно сделать все возможное, чтобы потенциал совета был полностью реализован.
Новый орган не заменит Совета Североатлантического Альянса. Россия не вступает в НАТО и не будет обладать правом вето на принятие решений в независимых проектах организации. Альянс по-прежнему будет выполнять свою основную функцию - останется гарантом безопасности в Европе и главной платформой для многосторонних трансатлантических отношений. Изменение отношений НАТО и России доказывает, что альянс не только по-прежнему занимает свое место, но также готов к адаптации в новых условиях.
Великобритания и Франция играют ведущую роль в этом процессе европейской адаптации, благодаря сближению позиций в вопросах политики общей безопасности, эволюции НАТО и нового партнерства с Россией. Наши страны сделают все возможное, чтобы принести безопасность и процветание на европейский континент, который в них так нуждается.
Конечно, нам предстоит преодолеть еще некоторые препятствия, и развеять старые подозрения. Но я буду говорить об этом с другими участниками саммита, зная, что все мы определились, что мы не хотим упускать представившейся возможности.
Первый саммит НАТО-Россия пройдет на следующий день после подписания российско-американского договора о сокращении стратегических вооружений, и это знаменует собой окончание холодной войны. Пришло время бывшим врагам стать добрыми друзьями.