Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Опасная игра Первеза Мушаррафа

Увеличивающееся напряжение в отношениях между Индией и Пакистаном вызывает опасение, что спираль насилия выйдет из-под их контроля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе Индия и Пакистан продолжали вести опасную игру в политическое самоубийство. Все выглядело прелюдией к возможной войне: Пакистан проводил пробные запуски баллистических ракет, а Индия, в это же самое время, отвергала инициативу российского президента, предложившего встретиться руководителям двух стран в Казахстане в июне этого года. Растущее разочарование мирового сообщества в отношении Пакистана нашло свое выражение в жесткой критике президента Буша

На прошлой неделе Индия и Пакистан продолжали вести опасную игру в политическое самоубийство. Все выглядело прелюдией к возможной войне: Пакистан проводил пробные запуски баллистических ракет, а Индия, в это же самое время, отвергала инициативу российского президента, предложившего встретиться руководителям двух стран в Казахстане в июне этого года. Растущее разочарование мирового сообщества в отношении Пакистана нашло свое выражение в жесткой критике президента Буша (Bush), высказанной им в адрес пакистанского лидера Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf).

Пакистан в субботу провел испытание ракеты среднего радиуса действия, а затем, проигнорировав призывы мирового сообщества воздержаться от продолжения испытаний, в воскресенье запустил еще одну ракету - ближнего радиуса действия. Оба вида вооружения могут быть снабжены ядерными боеголовками, которых, по приблизительным оценкам, у Пакистана - 25, а у Индии - 75. Мушарраф объявил об успешном проведении первого испытания на встрече с исламскими учеными в Исламабаде и воодушевил толпу на троекратное произнесение хвалы Аллаху: "Аллах, Акбар!". Пакистан утверждает, что речь идет об обычных испытаниях, которые продлятся вплоть до сегодняшнего дня. "Мы проводим эти испытания не для того, чтобы поразить индусов; это всего лишь проверка нашего оборонного потенциала", - сказал Мушарраф. Индия не придала значения испытаниям и утверждает, что они служат лишь поднятию духа внутри Пакистана.

Тем не менее, испытания породили целую волну критики по всему миру: Россия, Соединенные Штаты, Япония и страны Европы потребовали от Пакистана их прекращения. "Они разочаровали нас, не думаю, что эти испытания именно то, что сейчас имеет смысл делать", - сказал в Санкт-Петербурге госсекретарь Соединенных Штатов Колин Пауэлл (Colin Powell). Президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) в состоявшемся в субботу телефонном разговоре с Мушаррафом сказал пакистанскому лидеру, что "эта спираль насилия представляет опасность".

Увеличение давления четко отразилось в словах президента США, который впервые подверг Пакистан жесткой критике. "Пустословие президента Пакистана вызывает у нас огромное беспокойство", - заявил Буш в субботу во время посещения Санкт-Петербурга по приглашению российского президента Владимира Путина. Буш отметил, что "крайне важно, чтобы президент Мушарраф остановился и выполнил обещания, содержащиеся в произнесенной им речи о борьбе против терроризма: прекратить вторжения на соседнюю территорию через линию контроля, разделяющую Кашмир между Индией и Пакистаном.

Индия обвиняет Пакистан в организации вылазок вооруженных боевиков, которые переходят через границу на территорию индийского Кашмира и проводят там террористические операции. Этот факт Пакистан полностью отрицает. Похоже, комментарии Буша по этому вопросу отражают точку зрения Соединенных Штатов относительно того, что Пакистан не предпринял практически никаких мер для пресечения налетов боевиков, хотя в субботу президент Мушарраф заявил в интервью "The Washington Post", что "на линии контроля ничего не происходит". В интервью президент Пакистана обвинял Индию в попытке "нарушить стабильные отношения между ним и его правительством и всем Пакистаном", и заявил, что, в случае нападения со стороны Индии, "мы проведем наступательную операцию на индийской территории".

Сейчас перед Соединенными Штатами стоит опасная дилемма, потому как Пакистан является их основным союзником в борьбе против Аль-Каиды, распространившей свое влияние от Афганистана до территорий проживания племен в Пакистане. Проблема обострилась в конце прошлой недели, когда второй человек в вооруженных силах Соединенных Штатов - генерал Джон Кин (John Keane) заявил, что его люди будут вести поиски баз Аль-Каиды на территории Пакистана. "Мы сломили их сопротивление, и теперь они пытаются найти себе другое пристанище в Пакистане; мы займемся этой проблемой┘, когда наступит подходящий момент", - объяснил генерал Кин в речи, обращенной к контингенту американских военных, находящемуся в Кандагаре.

Пытаясь снизить накал напряжения в отношениях между двумя странами, российский президент пригласил Мушаррафа и премьер-министра Индии Атал Бихари Ваджпаи (Atal Bihari Vajpayee) принять участие во встрече представителей стран региона, которая должна состояться в Казахстане в начале июня. Пакистан положительно отнесся к этому предложению, но Индия заявила, что Ваджпаи не будет встречаться с Мушаррафом, хотя оба руководителя будут присутствовать на встрече. Обе страны ввязались в опасную игру. Пакистан, возможно, и готов прекратить переходы боевиков через границу индийского Кашмира, но требует от Индии определенных уступок. Индия же, в свою очередь, заручилась поддержкой мирового сообщества, чтобы иметь возможность угрожать Пакистану и отказать своему соседу в удовлетворении его требований.

В начале прошлой недели казалось, что президент Мушарраф готов пойти на уступки, прекратить набеги боевиков на индийский Кашмир и упразднить лагеря, в которых проживает население Свободного Кашмира - так в Пакистане называют эту, подконтрольную ему, территорию.

Мушарраф, являющийся главнокомандующим вооруженных сил Пакистана, получил поддержку своего гражданского правительства после того, как ему удалось погасить нараставший конфликт. Но затем пакистанский лидер провел продолжительное совещание со своими командующими, и те настояли на получении от Индии ответных уступок. Первые ростки избранной политики дали о себе знать во время встречи Мушаррафа с Крисом Паттеном (Chris Patten) - комиссаром ЕС по внешнеполитическим связям. Источники в дипломатических кругах Запада утверждают, что Мушарраф отказался направить в Дели послание с предложением о примирении и заявил Паттену, что Индия - это не Соединенные Штаты, а Пакистан - не Ирак, и, потому им необходимы ответные меры со стороны Индии для снижения давления в сложившейся ситуации. "Паттен был раздосадован и разочарован", - сказал в Исламабаде дипломат одной из западных стран.

На следующий день в Дели Паттен публично обвинил Пакистан в том, что тот открывает и закрывает "кран терроризму". "Полагаю, что терпение Индии подходит к концу. Если мы не станем свидетелями положительных сдвигов в решении проблемы проникновения боевиков на индийскую территорию и снижения уровня насилия в Кашмире, общая картина будет удручающей", - пояснил комиссар. Кроме этого, он добавил: "У меня сложилось впечатление, что доверие к обещаниям Пакистана решить эту проблему практически равно нулю". В тот же день Пакистан внезапно объявил о проведении четырехдневных испытаний своих ракет. Возможно, что, принимая такие жесткие меры, Мушарраф готовит общественное мнение своей страны к прекращению вылазок боевиков на территорию Индии, но западные дипломаты опасаются, что самоубийственная политика Мушаррафа послужит лишь усложнению кризисной ситуации.

Сегодня в Исламабад прибывает министр иностранных дел Великобритании Джек Стро (Jack Straw), вслед за ним в четверг в столицу Пакистана приедет заместитель госсекретаря Соединенных Штатов Ричард Армитидж (Richard Armitage). Пакистан заявляет, что даст согласие на диалог только в том случае, если Индия отступит от своей политики сдерживания. "Индия придерживается политики запугивания и принуждения в отношении Пакистана, полагая, что она может принести ей больше дивидендов, чем политика компромисса", - заявил изгнанный из Индии посол Пакистана Ашраф Джехангир Кази (Ashraf Jahangir Qazi), прибывший в субботу в Лахор.

По мнению военных экспертов, Индия не сможет начать войну ранее сентября из-за неблагоприятных погодных условий, поэтому существует опасность, что она будет продолжать оказывать сильное военное давление на Пакистан и тем самым погубит пакистанскую экономику и вызовет опасный политический кризис внутри страны.

Крайне важно, что мировое сообщество крайне заинтересовано в снижении давления в регионе и нахождении предлога, который позволит обоим государствам уменьшить количество своих солдат в приграничной зоне. Опасение вызывает лишь то, что идущая в настоящий момент игра в самоубийство, которой поглощены обе страны, может выйти из-под их контроля и вылиться в настоящую войну.