В то время, как на этой неделе произошли окончательные похороны Холодной войны, Калининград, российский балтийский анклав, рискует стать камнем преткновения между Россией и Европейским Союзом
Когда российский президент Владимир Путин встретится с председателем Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) в Москве в среду, будущее Калининграда в связи с расширением ЕС станет основной темой обсуждения.
Пока Калининградская область была окружена странами Варшавского договора, происходящее там мало беспокоило Европейский союз. Но, после того как значительная часть Восточной Европы вступит в ЕС в 2004 году, европейцам есть чего опасаться. Если мощная российская энергетика видит в анклаве плацдарм для своего продвижения в Европу, Европейский Союз рассматривает его как рассадник наркотиков, отмывания денег и организованной преступности.
Двадцатый век не пожалел Кенигсберг, старый восточно-прусский город, остатки которого похоронены под бетонными фасадами Калининграда. Во время Второй Мировой войны обе стороны вложили свою лепту в разрушение города, который был оккупирован, а затем заново заселен и переименован по приказу Сталина, которому был нужен порт для балтийского флота. За этим последовали полвека стагнации и изоляции от внешнего мира в качестве укрепленной морской базы.
После окончания Холодной войны в Калининграде, как и почти во всей провинциальной России, бурным цветом расцвели коррупция и организованная преступность. Там также наблюдается самый высокий процент ВИЧ инфицированных в Европе.
Проблемой, требующей безотлагательного решения Европейского союза, является возможность безвизового транзита для жителей Калининградской области через территорию соседних Польши и Литвы. Обе эти страны являются потенциальными членами ЕС, и последний стремится ввести жесткий визовый режим с этим регионом.
Калининградцев не устраивает то, что они считают нарушением своих прав, в то время, как проблемы энергетической политики России остаются незамеченными из-за широко обсуждаемой проблемы с визами. "Европейскому союзу необходимо предпринять конструктивные шаги, подход российской стороны вряд ли нуждается в корректировке", - говорит Владимир Егоров, губернатор Калининградской области.
Предложения России, суммированные в меморандуме, представленном Проди в этом году, сводятся к жестко регулированном, но безвизовом транзите по будущей территории ЕС. Ограничения для времени транзита и специальные пломбированные поезда должны были удовлетворить Брюссель.
Но Европейская комиссия назвала российские предложения "неприемлемыми". Визовый режим обеспечивает внутреннюю безопасность стран ЕС, говорит Брюссель. В случае с Калининградом исключения сделано не будет.
Москва противостоит планам Европейского Союза. Ее доводы оформлены как защита права калининградцев путешествовать в остальную Россию без визы. Но некоторые европейские дипломаты и их российские коллеги с более циничным подходом к переговорным стратегиям Москвы, полагают, что проблема с визами это только первый ход в многоходовой комбинации, в которой российские энергетики играют ключевую роль.
Это все связано со стратегией экономического развития. Россия не скрывает своих давних устремлений заменить неспокойный Ближний Восток как основной поставщик энергоресурсов, на Запад. Географическое положение Калининграда, которое когда-то сделало его важным военным объектом, теперь играет на руку российским компаниям, планирующим продвижение на европейские рынки. Особую роль играет тот факт, что Калининград - самый западный незамерзающий порт, имеющий, к тому же, нефтяной терминал. В добавление к этому, Калининград находится на конце газового трубопровода.
Газовый трубопровод сейчас модернизируют с целью открытия в области газовой электростанции в 900 мегаватт. В апреле Москва перевела первый транш в 27 миллионов рублей на строительство Калининградской ТЭЦ-2.
Эти планы тоже могут встретить препятствие со стороны Европейской комиссии, которая полагает, что Калининграду для внутреннего потребления требуется только один энергоблок станции мощностью 450 мвт и опасается, что остальное может быть предназначено для европейского рынка.
Строительство ТЭЦ-2 щедро финансируется РАО ЕЭС, российским энергогигантом. К тому же для его продолжения требуется помощь Газпрома, газовой монополии. ЛУКойл, одна из крупнейших российских нефтяных компаний, также не упускает из виду выгодное для экспорта в Европу географическое положение Калининграда.
Дипломаты балтийского региона видят в крупных российских энергетических компаниях ближайших союзников Москвы в проводимой ей внешней политике. Они также обращают свое внимание на возросшую роль этих компаний в регионе, видя в этом ключ к пониманию российской стратегии развития Калининградской области. ЛУКойл уже является самым крупным налогоплательщиком в регионе и обладает значительным местным влиянием.
Представители власти в Калининграде довольно осторожны в своих оценках стратегического значения области. "Наша задача - постройка электростанции, - говорит Егоров. - Что же касается возможности экспорта электричества, то, как мы говорим в России в таких случаях, не надо делить шкуру неубитого медведя".
Путин вряд ли будет столь же радушным хозяином для Проди, каким он был для американского президента Джорджа Буша.