Европейцы первые должны радоваться квази-включению России в НАТО, которым завершилось новое объединение Старого Континента, начавшееся в 1989 году. Они, к тому же, первыми вкусят плоды этого сближения: из 20 стран, принявших участие в саммите НАТО-Россия, который прошел вчера в Пратика-ди-Маре, недалеко от Рима, 17 государств, если не считать России, представляют Европу.
Но, несмотря на такое большое представительство, европейцы все больше отходят на второй план в стратегических международных отношениях. Сближение России и Североатлантического альянса под эгидой США праздновалось вчера с большой помпой, а полугодичный саммит ЕС и России, который на этот раз пройдет в Москве, может остаться незамеченным.
Во многих областях, таких как борьба с терроризмом, организованной преступностью и торговлей наркотиками, а также в вопросах экономического развития России и ее политической стабильности, ЕС, между тем, может сыграть ведущую роль. Жак Ширак (Jacques Chirac) приветствовал вчера начало новой эпохи в отношениях России и НАТО. Но он предупредил, что сближение с Альянсом " должно естественным образом сопровождаться усилением связей с Европейским союзом". На данный момент, это основное требование.
Боевые операции в Афганистане показали, что для ведения войны в любой части мира американцы больше не нуждаются ни в чьей помощи. Их армия обладает таким технологическим превосходством, что во многих областях совместные действия США и их европейских союзников просто невозможны. Решение европейцев о сокращении военных расходов, принятое после падения Берлинской стены, - так называемые "дивиденды мира", - во многом объясняет образовавшийся сегодня разрыв. Американцы расходуют 380 миллиардов долларов на усиление своей армии, тогда как военные расходы Европы в целом составляют лишь 140 миллиардов долларов.
Европейцы могут оправдывать свой выбор тем, что помощь в развитии и социальная защита, по меньшей мере, столь же важны для процветания мира и сохранения демократических ценностей, сколь и расходы в военной сфере. Но последствия этого выбора уже начинают сказываться. Европа, которая должна была стать "вторым столпом" Североатлантического Альянса, остается тигром, нарисованным на бумаге. 60 000-тысячный контингент сил быстрого реагирования, который ЕС рассчитывает сформировать в будущем году, может быть весьма полезен в операциях по поддержанию мира, но этих сил явно недостаточно для ведения войны.
Быть может слабость Старого Континента - одна из причин "одностороннего" подхода Вашингтона, на что так жалуются европейцы? Генеральный секретарь НАТО, лорд Робертсон (Robertson), выразил сожаление, что после 11 сентября европейские руководители упустили возможность сказать населению о необходимости повышать расходы на оборону. По его мнению, Европа так и останется военным "пигмеем", если будет тратить так мало. Этот вопрос станет одним из ключевых на саммите НАТО, который должен пройти в ноябре в Праге.