Договор между НАТО и Россией, подписанный в Риме во вторник, это хороший эпилог пятидесяти лет Холодной войны. Россия наконец-то получила постоянное представительство в Североатлантическом Альянсе, чтобы решать новые непростые проблемы, связанные с угрозами безопасности. Это соглашение еще на шаг приблизило НАТО к осознанию своей новой роли. Но, то, что нужно на данном этапе, это коренной пересмотр целей, структуры и возможностей НАТО перед саммитом в Праге в этом году. Расширение альянса без нового анализа смысла его существования, сделает его как с политической, так и с военной точки зрения бессмысленным.
Необходимость существования НАТО как военной организации в настоящее время довольно сомнительна. Частично, это отражает новые реалии. Альянс уже не может объяснять свое существование наличием советской угрозы. Вступление Польши, Венгрии и Чехии расширило политическое влияние НАТО, но не добавило ему военного смысла. Не говоря уже о том, что европейские члены НАТО безнадежно отстают от США в своих военных возможностях.
Ослабление военной составляющей НАТО также отражает наличие европейско-американских разногласий. Когда европейцы применили пункт 5 устава НАТО о взаимной обороне 12 сентября, американцы восприняли это как отражение искренней политической солидарности, но не более того. США больше не рассматривает НАТО в качестве подходящей структуры для ведения войн, если под этим подразумевается бюрократическая волокита или взаимодействие с сомнительными союзниками, которые требуют больше, чем дают взамен. За исключением Великобритании и, в значительно меньшей степени, Франции, европейцы не связывают напрямую военный потенциал и жизнеспособность НАТО.
Обе стороны должны изменить свои взгляды, если они хотят сохранить альянс. США нужно подтвердить свою приверженность НАТО как коалиции, а не браку по расчету. Им понадобится поддержка коалиции для атаки на Ирак. Но и самой НАТО нужно изменить структуру своего командования, чтобы улучшить совместную работу ее подгрупп и избежать бюрократической неразберихи.
Европейцы только и говорят, что о расширении своих военных возможностей. Но пока все, что они могут предложить, это предоставление воздушного пространства и военных баз, а также услуги некоторых своих спецподразделений. Европейским правительствам необходимо увеличить свои военные бюджеты, чтобы залатать некоторые дыры и увеличить свою способность проводить совместные операции с войсками США.
Для достижения этой цели нужна беспристрастная оценка того, что НАТО может и должна сделать для противодействия новым угрозам, включая терроризм. Альянс может оказаться незаменимым для обмена разведывательной информацией или организации специальных операций. Новый совет Россия-НАТО будет проверкой того способно ли НАТО адаптироваться к новым реалиям.
У НАТО всегда была политическая составляющая, которая приобретала вся большее значение по мере расширения альянса и появления новых задач по обеспечению безопасности. Но без осмысленной оборонительной составляющей у НАТО нет будущего.