30 мая 2002 года. Вчера официальные лица сообщили, что новые директивы министерства юстиции США, которые должны быть обнародованы сегодня, дадут агентам Федерального бюро расследований (ФБР) США более широкие полномочия по мониторингу интернет-сайтов, библиотек и религиозных организаций. Теперь агентам не придется сначала предъявлять доказательства потенциальной преступной деятельности. Эти изменения, являющиеся частью усилий министерства юстиции по ведению упреждающей войны с террором, представляют собой важную перемену для ФБР. Официальные представители правоохранительных органов заявляют, что в прошлом агентам ФБР разрешалось вести такое наблюдение, если у них имелась конкретная информация, однако они неохотно шли на это, поскольку были в замешательстве относительно того, что именно им разрешено, а что нет.
Официальные лица министерства юстиции и ФБР сказали, что новые директивы устраняют серьезные барьеры на пути предотвращения терроризма. " Когда мы имеем дело с людьми вроде Закариаса Муссави (Zacarias Moussaoui) или даже с некоторыми угонщиками самолетов, про которых известно, что они проводят много времени в мечетях, или в других подобных ситуациях, нас заботит, что очень трудно выяснить их намерения", - сказал один высокопоставленный официальный представитель правоохранительных органов.
Террористические организации, действующие в Америке, иногда используют мечети как места для проведения вербовки сторонников и для встреч. Например, шейх Омар Рахман (Omar Abdel Rahman), слепой египетский духовный пастырь, которого сейчас заключили в тюрьму за его роль в нападении на Всемирный торговый центр (ВТЦ) в 1993 году, навербовал себе радикальных последователей, имеющих связи с "Аль-Каидой", когда читал проповеди в мечетях в Бруклине и Джерси-Сити.
Однако, когда вчера начали циркулировать слухи о новых директивах, некоторые группы защитников гражданских свобод выразили опасения, что правительство "Большого Брата" осуществляет контроль за своими подданными. "ФБР теперь говорит американскому народу 'Вам больше не нужно делать что-либо незаконное, чтобы дождаться стука в дверь', - сказала Лора Мерфи (Laura Murphy), директор вашингтонского отделения Американского союза гражданских свобод (American Civil Liberties Union). - Можно делать что-нибудь совершенно законное, например, молиться или разговаривать в гостиной, они все равно смогут за тобой шпионить".
Новые директивы просто отмечают, что агенты ФБР имеют право входить в общественные места и на форумы, включая общедоступные интернет-сайты, чтобы наблюдать, получать информацию и вести расследования. В директивах конкретно не упоминаются религиозные институты, но один высокопоставленный представитель министерства юстиции вчера вечером сказал, что влияние этих изменений будет очень сильным в плане разрешения для ФБР приоткрыть окно, чтобы наблюдать за деятельностью экстремистов в мечетях. "Это открытые места", сказал он. Только лишь потому, что они агенты ФБР, им совсем не обязательно отворачиваться от деятельности, которую могут наблюдать другие люди". В соответствии с директивами, которые действуют вот уже несколько десятилетий, ФБР не разрешалось направлять своих следователей в религиозные учреждения, если только агенты не доказывали, что они идут по следу, или проводят следствие, или ведут предварительное расследование. На практике, сказал официальный представитель министерства юстиции, они ошибочно полагали, что им следует остановиться перед церковной дверью".
Генеральный прокурор США Джон Эшкрофт (John D. Ashcroft) в своем письменном изложении изменений, которое стало известным вчера, заявил, что департаменту необходимо иметь возможность "проводить упреждающие акции, действуя на основании информации от имеющихся источников, чтобы выявлять террористические угрозы и деятельность". В прошлом, сказал он, ФБР было органом, который включался в расследование после совершения преступления, а директивы "в общем случае запрещали ФБР проявлять инициативу, если только от внешних источников к нему не поступали предупреждения относительно возможной преступной деятельности или даже в его руки не попадали более существенные доказательства преступлений". Новые правила разрешат агентам вести в интернете поиск веб-сайтов, которые могли бы дать намеки на террористическую деятельность. Новые директивы позволят следователям искать и "выявлять веб-сайты и форумы, в которых открыто предлагаются на продажу и распространяются инструкции по изготовлению взрывных устройств, по подготовке к кибертерроризму, детская порнография и информация об украденных кредитных карточках". При нынешней политике агенты могли заниматься поисками в он-лайне лишь тогда, когда они могли охарактеризовать их как проверку поступивших сигналов или как способ проведения расследования. "Поиски в интернете чисто с целью получения первоначальных свидетельств возможной преступной деятельности не разрешались, даже когда это касалось информации, предназначающейся для широкой публики, к которой имеет доступ любой другой человек. Агентам будет также разрешено проводить тематические исследования, не привязанные к конкретному преступлению, например, исследования биологических агентов.
Но г-жа Мерфи из Американского союза гражданских свобод сказала, что новые директивы могут приоткрыть дверь для тех же самых проблем, которые стали очевидными в ходе агрессивного наблюдения и преследования ФБР священника Мартина Лютера Кинга-младшего (Martin Luther King Jr). Ряд других аспектов новых директив, о которых стало известно ранее на этой неделе, передадут некоторые полномочия по принятию решений из штаб-квартиры ФБР полевым подразделениям по всей стране. Директор ФБР Роберт Мюллер III (Robert S. Mueller III) вчера подтвердил, что должны быть внесены изменения, чтобы бороться с бюрократической инерцией в штаб-квартире, которая привела к тому, что были упущены признаки готовящихся нападений 11 сентября. В соответствии с новыми директивами, директорам местных отделений ФБР будет разрешено заводить дела о расследовании террористической деятельности и проводить скрытые мероприятия без предварительной санкции штаб-квартиры. Эти директивы стали отростком законов о неприкосновенности личности, который запрещает правительству собирать информацию, кроме как в целях обеспечения правопорядка. В прошлом правительство собирало информацию по конкретным делам, но сегодня есть необходимость в более обширной информации с целью предотвращения террористических актов.