Москва, 30 мая 2002 года. Вчера Европейский Союз (ЕС) показал себя более, чем Соединенные Штаты, готовым проявить доброту в отношении Москвы, когда на очередном полугодовом саммите в Кремле согласился даровать России статус страны с рыночной экономикой. На прошлой неделе президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) был не готов идти так далеко, хотя он и обещал дать ответ позднее.
Разумеется, России, которая потихоньку избавляется от господства государства в своей экономике, все еще далеко до настоящей рыночной экономики во многих отношениях. Европейский поступок является скорее признанием прогресса в направлении рыночных отношений, нежели их достижения. Но это позитивный сигнал. Данный жест должен означать, что в будущем российскому экспорту стали, к примеру, станут в меньшей степени угрожать антидемпинговые меры. Он будет способствовать расчистке пути к прогрессу на переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), хотя сама Москва, кажется, все еще колеблется на этот счет.
В более долгосрочном плане отношений ЕС-Россия жестов уже больше недостаточно. Нужен более основательный прогресс в наполнении содержанием обещаний создать "общее экономическое пространство" и к взаимной выгоде превратить его в зону свободной торговли. Провал попытки договориться о безвизовом статусе для Калининградского анклава России после того, как Польша и Литва вступят в ЕС, является одним важным препятствием. Президент Владимир Путин рассматривает этот статус как неотъемлемое право жителей Калининградской области. Члены ЕС не готовы разрешить безвизовый коридор через их будущую территорию в район, где процветают преступность, болезни и наркоторговля.
Обеим сторонам следует смотреть на Калининградский анклав как на открывающуюся возможность, а не как на проблему. Этот анклав может быть использован как полигон для более широких отношений. Он мог бы стать частью зоны свободной торговли и таможенного союза с ЕС раньше всей остальной России. В консульствах стран ЕС могли бы выдаваться дешевые и доступные многоразовые визы. Такое решение привлекло бы инвестиции в район, который перестал быть важным для России в военном или экономическом плане. При самом высоком в Европе проценте больных ВИЧ-инфекцией и туберкулезом он таит угрозу превратиться в гноящуюся язву для безопасности всех своих соседей. Столько же в интересах ЕС, сколь и России, помочь этому анклаву выздороветь.
Продолжающиеся переговоры между ЕС и кандидатами на вступление в этот союз в Центральной и Восточной Европе неизбежно являются приоритетом для союза. Но их нельзя проводить, не прилагая более серьезных усилий к тому, чтобы приспособить к условиям ЕС страны, расположенные к востоку от них: Украину, Белоруссию, Молдавию - и саму Россию. В России общественное мнение сегодня склоняется в пользу полноправного членства в ЕС. В Брюсселе это по-прежнему рассматривают как слишком большой рывок. Зона свободной торговли стала бы здравым промежуточным остановочным пунктом, если будет оставлена открытой опция более тесной интеграции.