31 мая 2002 года. Когда в среду президент Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) объявил о том, что Россия получает статус "страны с рыночной экономикой", он дал Москве символическую уступку в торговле, а также украл для Брюсселя у Соединенных Штатов политический шаг. В последние 18 месяцев российские переговорщики в беседах со своими коллегами из Европейского Союза (ЕС) настойчиво ставят этот вопрос. Теперь, к удивлению многих, они выиграли это обещание - которое должно вступить в силу к сентябрю - при этом Соединенные Штаты скорее всего сделают то же самое в середине июня. Однако некоторые аналитики задаются вопросом, что действительно нового даст России этот новый статус, и до какой степени этот жест является более политическим, чем практическим.
По существующим правилам торговли, компании США и стран ЕС могут преследовать своих российских конкурентов за якобы осуществляемый ими демпинг и обосновывать свои иски ссылками на более высокие цены в "замещающих" странах, которые признаются сопоставимыми (с Россией), таких, как Турция. Если они выигрывают иск, могут быть установлены более высокие пошлины (на российские товары). При статусе России как "страны с рыночной экономикой" анализ должен вместо этого базироваться на российских цифрах, открывая для российских компаний более широкие возможности выигрывать такие иски, основываясь на доказанных действительных затратах.
Президент Владимир Путин на этой неделе заявил, что в настоящее время ожидают решения более 100 антидемпинговых дел (против России - прим. пер.), что, по оценкам, обходится предприятиям страны в сумму 1,5 млрд. долл. США. Однако новый статус никак не гарантирует уменьшения числа антидемпинговых решений - и даже объема исковых заявлений, о чем свидетельствуют недавние меры Соединенных Штатов против производителей стали в европейских странах с рыночной экономикой. Более того, как говорят официальные представители ЕС, в настоящее время имеется всего около десятка решений против российских компаний, а еще четыре иска расследуются. Соединенные Штаты заявляют, что суммарное количество решений и рассматриваемых исков в их стране составляет около 20. Другие иски поданы третьими странами, такими, как Индия, каждая из которых подходит к ним с собственными критериями.
Один высокопоставленный представитель ЕС на этой неделе поведал, что решение дать России статус страны с рыночной экономикой было политическим, пусть даже и в такой области, в которой, как он считает, решения, в конечном итоге, принимаются на технических основаниях, и на них особенно не отражается формальный статус России. Тем не менее, в этом шаге ЕС имеются более широкие политические выгоды для Москвы. Присвоение такого статуса представляет собой психологическую поддержку для осуществляемых либеральных реформ в экономике, и в особенности для ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно Россия избавляется и от унижения, связанного с тем, что ее рассматривают как нерыночную страну, особенно принимая во внимание, что прибалтийские республики, с которыми у России напряженные отношения - и даже Казахстан для Соединенных Штатов с весны нынешнего года - уже признаны странами с рыночной экономикой.
Для ЕС предоставление России статуса на этой неделе представляет собой, по крайней мере, одно "выполненное обещание" на трудном саммите, где они зашли в тупик по вопросу о российском анклаве Калининграда. Это также и жест открытости в момент, когда россияне считают, что ЕС озабочен в основном своими внутренними делами, а Соединенные Штаты все еще медлят. Официальные представители ЕС настаивают, что нет никакой "связи" (между их действиями и действиями США - прим. пер.); Россия в среду также объявила о том, что обязуется и дальше либерализовать свой энергетический сектор, в особенности отказаться от двойного ценообразования, когда внутренние цены существенно ниже мировых уровней.
ЕС утверждает, что, хотя переход к рыночным ценам для потребителей должен быть постепенным, нужно как можно скорее отказаться от фактического субсидирования энергетического сектора (благодаря низким внутренним ценам на энергоносители), которое достигает 5 млрд. долл. США ежегодно. Соединенные Штаты поначалу пытались избежать письменного договора с Россией по сокращениям ядерных вооружений, поскольку, как они доказывали, для друзей достаточно доверия. А поэтому и ЕС тоже сегодня, кажется, решил положиться на немногим более, чем туманные заверения Москвы о либерализации.