Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как оценивать Россию

Решение Европейской комиссии не подстегнуло инвесторов к тому, чтобы начать выписывать жирные чеки

Как оценивать Россию picture
Как оценивать Россию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский Союз в среду объявил, что присваивает России статус страны с рыночной экономикой. Европейский Союз может говорить все, что ему заблагорассудится, но рыночная экономика становится реальностью лишь тогда, когда ее сочтут таковой международные инвесторы. По большей части они сидят и ждут дальнейших свидетельств того, что Россия стала рынком, которому они могут доверять.

На прошлой неделе, во время детально разработанного российско-американского саммита, российский президент Владимир Путин положил в карман договор о контроле над вооружениями, которого он так добивался, и еще одно соглашение, которое повышает роль России в Организации Североатлантического договора (НАТО). Для того чтобы не быть обойденным, Европейский Союз (ЕС) в среду объявил, что присваивает России статус страны с рыночной экономикой. Если, как ожидается, его примеру последуют Соединенные Штаты, тогда клеймо "страны с переходной экономикой" вскоре может быть удалено, что приблизит Россию к удовлетворению ее амбиции стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Не то чтобы объявление Европейской комиссии подстегнуло инвесторов к тому, чтобы начать выписывать жирные чеки. Как и 3-страничный договор о контроле над вооружениями и сделка с НАТО, обозначение "страна с рыночной экономикой" будоражит фантазию больше, чем следует. Это просто означает, что ЕС считает, что Россия отходит от правительственного регулирования экономики. Это ничего не говорит о том, как быстро и насколько далеко она отошла. Это также и не особенно эксклюзивный клуб, даже Китай является его членом. И все-таки эта награда вызвала на лице г-на Путина удовлетворенную улыбку, потому что она делает более затруднительным для европейских стран применение штрафных санкций к российскому экспорту. Только лишь по одной этой причине ее следует приветствовать.

ЕС не делает таких уступок просто так, в данном случае имеются основания сделать приятное России, что совсем не связано с желанием видеть себя в газетных заголовках о саммите. При зарегистрированном в прошлом году товарообороте в 76,3 млрд. долл. США, ЕС является самым важным торговым партнером России. Помимо стабильных поставок сырой нефти по трубопроводу "Дружба", Россия сегодня удовлетворяет более чем 25% потребностей Европы в природном газе. Этот процент должен повыситься посредством контрактов с энергетическим гигантом "Газпром", рассчитанных на период после 2007 года.

До недавних пор ЕС отказывался признавать Россию страной с рыночной экономикой на том основании, что Россия недостаточно либерализовала свой энергетический сектор, где низкие внутренние цены рассматриваются как субсидия для производителей. В последнее время Россия добилась некоторого прогресса на этом фронте, но операции и управление этой компанией прямо противоположны нормам прозрачного ценообразования, частного владения и подотчетного управления, которые характерны для бизнеса в стране с рыночной экономикой. Действительно, "Газпром" - компания, которая меняется к лучшему, но, пожалуй, скорее в большей мере поверхностно, чем структурно - служит хорошей метафорой для российской экономики в целом.

Экономические показатели России в последние несколько лет - рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2000 году составил более 8% и 5,1% в 2001 году; резкий взлет фондовых бирж; профицит бюджета; значительные резервы в Центробанке; сокращение внешнего долга - красноречиво говорят о том, что дела идут на лад. Эти достижения перечисляются во всех беседах с потенциальными инвесторами по всему миру.

Но стоит вам только копнуть глубже, и вы увидите под свежей краской толстый слой крошащейся старой штукатурки. Твердая рука президента Путина и реформы вроде нового земельного кодекса и плоского подоходного налога (благодаря которому собираемость налогов возросла на 50%) возродили в определенной мере веру в российскую экономику и стали причиной возврата в Россию значительных капиталов, припрятанных заграницей. Но успех России в 2000 и 2002 годах все еще в большой степени объясняется увеличением мировых цен на нефть и остаточным эффектом девальвации рубля в 1998 году, что привело к вытеснению с полок иностранных товаров и их замене на более дешевые товары российского производства. Эффект этого временного укола теперь прошел. Европейский банк реконструкции и развития предсказывает на текущий год рост ВВП России в пределах 3,5% и заявляет, что значительная часть роста последних 2-х лет была связана с возвращением объема выпуска продукции к своему прежнему потенциалу.

"Российское восстановление скорее всего и дальше будет замедляться, поскольку более высокие структурные затраты вынуждают все большее число компаний к активной реструктуризации, если они хотят избежать возврата к кошмару бартерных сделок, которые были широко распространенными в докризисной экономике России", - предупреждает этот банк. Надо отдать должное президенту Путину, который, кажется, понимает, что о России будут судить главным образом по тому, сумеет ли она построить твердую основу для стабильного экономического роста. Однако же одни из самых серьезных препятствий для реструктуризации и роста - нереформированный банковский сектор, политизированная судебная система и широко распространенная коррупция - либо игнорируются, либо реформируются лишь поверхностно. Это вынуждает потенциальных инвесторов пока что не спешить раскрывать свои чековые книжки. Китай получает из Соединенных Штатов в 8 раз больше инвестиций, чем Россия.

Европейский Союз может говорить все, что ему заблагорассудится, но рыночная экономика становится реальностью лишь тогда, когда ее сочтут таковой международные инвесторы. По большей части они сидят и ждут дальнейших свидетельств того, что Россия стала рынком, которому они могут доверять.