Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) неуклонно расширяет свое видение роли Америки в мире после 11 сентября. В прошедшие выходные он предложил риторический конспект, который, если он будет реализован на практике, сделает его одним из самых энергичных интернационалистов среди президентов. В его речи в военной академии США Уэст-Пойнт были названы три основополагающие задачи, каждая из которых является исключительно амбициозной: что Соединенные Штаты будут принимать упреждающие меры против своих террористических врагов и режимов, которые их поддерживают; что они положат конец угрозе войны между великими мировыми державами, частично путем сохранения собственного военного превосходства, а частично путем создания коалиций с этими державами с целью разрешения региональных конфликтов; и что Америка будет активно "продвигать умеренность и терпимость, а также права человека" в исламском мире и в других уголках планеты, где недостаточно свободы.
Кандидат в президенты, в свое время предлагавший, чтобы Америка подходила к миру с большим смирением, теперь доказывает, что "моральная правота одна и та же в любой культуре", а поэтому "Америка будет обличать зло как таковое┘ и мы возглавим мировой поход против него". Принимая во внимание ту угрозу, с которой столкнулась наша страна, такая президентская решимость крайне важна, и ее следует приветствовать. Нам важно сохранить ту ясность и тот фокус, о которых говорит г-н Буш-младший.
Многие обозреватели поняли фразу г-на Буша-младшего о том, что необходимо "перенести сражение на территорию противника" как подготовку сцены для возможной военной кампании против Ирака, явно соответствующего бушевской классификации "порочных и незаконных режимов", в отношении которых невозможно проводить "политику сдерживания путем устрашения". Большинству союзников Соединенных Штатах еще только предстоит согласиться с позицией президента, что угроза применения Саддамом Хуссейном (Saddam Hussein) оружия массового поражения (ОМП) такова, что традиционное устрашение тут уже не годится, и что "единственный путь к безопасности - это путь активных действий", а поэтому президенту следует продолжать доказывать свою правоту. Но убеждение остальных в том, что 11 сентября должно изменить преобладающие западные стандарты применения (военной) силы, является не единственной его проблемой. Задача противодействия "наихудшим угрозам еще до того, как они появляются" становится все более сложной вследствие необходимости урегулирования кризисов, которые вспыхнули на флангах американской войны, нередко под диктовку правительств, которые лелеют надежду украсть у Америки ее антитеррористическую повестку. На этой неделе директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, министр обороны США и заместитель государственного секретаря США соберутся вместе с президентом США, чтобы попытаться сдержать кровопролитие или угрозу его между израильтянами и палестинцами, а также между индийцами и пакистанцами, давнишними противниками, которых не так-то просто развести по углам или рассудить по стандартам "моральной правоты". У Соединенных Штатов нет другого выбора, как только вмешаться в эти конфликты; неучастие в урегулировании хотя бы одного из них является приглашением к несчастью. Но они должны подойти к этому, памятуя о том, что самые серьезные противники Америки по большей части находятся не там, и что, если Америка полностью отдастся этим битвам, то фактически тем самым будет отложена упреждающая война, о которой говорит г-н Буш-младший.
Переход в наступление в войне тоже должен означать не только полицейские или военные акции. Отвечая критикам в Европе и в других местах, г-н Буш-младший объявил, что у Америки есть и более важная цель, чем прекращение насилия; он указал на то, что "народ в исламских странах хочет и заслуживает тех же самых свобод и возможностей, что и народ любой страны мира". До настоящего времени американская администрация не особенно настаивала на своей повестке, которая касается свободы слова, выборов, прав женщин или экономической реформы, перед правительствами, которым больше всего нужно бы это услышать, например, перед такими друзьями Америки, как Египет, президент которого Хосни Мубарак (Hosni Mubarak) на этой неделе прибывает с визитом в Вашингтон. Для того чтобы решить проблему угрозы со стороны Ирака и других государств-изгоев, потребуется определенное время, но уже сейчас г-н Буш-младший может начать осуществлять на практике данные им в Уэст-Пойнте широкие обещания.