Южная Азия. Саммит в Алма-Ате не привел к конкретному результату, но, несмотря на инциденты на границе, стороны, похоже, решили дать шанс диалогу. Министр обороны США Дональд Рамсфельд заявил во вторник, что Индия и Пакистан должны ослабить напряженность в военном противостоянии в Кашмире и отвести угрозу ядерной войны.
Региональная конференция по вопросам безопасности, прошедшая в Алма-Ате, достигла заявленной цели. Руководители 16 азиатских стран, в том числе России, Китая, Индии и Пакистана подписали акт, который подразумевает «отказ от помощи террористам и предоставления им убежища», и запрет на поддержку сепаратистских движений в других странах. Но внимание было сконцентрировано на другой теме, что диктовалось последними событиями - следовало усадить за стол переговоров страны, оказавшиеся на грани войны, Индию и Пакистан. На этом фронте исполнения надежд не наступило. Пакистанский президент Первез Мушарраф (Pervez Musharraf) и индийский премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи (Atal Behari Vajpayee) сидели друг напротив друга и зачитывали декларации, не глядя друг другу в глаза. Стороны остались на своих позициях. Президент Мушарраф ясно заявил: «Ни под каким предлогом мы не можем позволить отдельным лицам или террористическим группам пересекать демаркационную линию, - но тут же добавил, - точно также мы никоим образом не можем смириться с захватнической политикой некоторых государств, которые силой оккупируют территории и лишают народы свободы на целые десятилетия». Он также возложил на Индию ответственность за текущий кризис, обвинив ее в отказе от диалога. Премьер-министр Индии возразил: «Мы сказали, что хотим обсуждения по всем вопросам, включая проблему Кашмира, но для этого нужно положить конец терроризму на границе».
В рамках конференции оба лидера провели сепаратные переговоры с Владимиром Путиным. Ничто не указывает на возможное ослабление напряженности после этих встреч, несмотря на то, что российский президент пригласил обоих лидеров в Москву. Алма-атинская декларация - скорее в пользу Индии, которая обвиняет Пакистан в поддержке и подготовке боевиков-сепаратистов в индийском Кашмире. Неуступчивость Индии частично объясняется выбранной силовой позицией, а также растущим разочарованием, которое принесла стране война против терроризма. Индия не только не получила от нее дивидендов, но даже чувствует себя жертвой. С начала кампании в Афганистане Индия опасается, что исламские экстремисты сделают Кашмир центром своих интересов.
За последние месяцы было совершено 4 крупных теракта, один из которых - в индийском парламенте - привел к мобилизации войск на границе. Там сосредоточено около миллиона солдат. Индийское правительство продолжает скептически относится к призывам к спокойствию со стороны США, которые вынуждены поддерживать пакистанского президента, чтобы продолжить операции против боевиков «Аль-Каиды» в Афганистане и на северо-востоке Пакистана. Меры, принятые президентом Мушаррафом против террористических группировок не выглядят убедительными в глазах Нью-Дели. Индийская сторона подчеркивает, что большинство из арестованных лиц были освобождены, что запрещенные движения сменили название и продолжают свою деятельность. И, наконец, эти меры не были приняты пакистанской стороной в Кашмире. Нужно отметить, что в борьбе с террористами у президента Мушаррафа почти нет пространства для маневра. Экстремисты пользуются поддержкой части армии и авторитетных спецслужб. Без этих институтов ни один лидер не сможет долго продержаться в Пакистане. Для Индии время выжидания прошло. Нью-Дели подозревает пакистанского президента в использовании своего двойственного положения и своей так называемой слабости для продолжения борьбы в Кашмире. Поэтому война - это вариант для Индии. Но в какой форме и ради чего? Угроза войны входит в арсенал давления на Пакистан при посредстве других стран, в частности, через США.
Конкретные ожидаемые результаты.
Дипломатические усилия начали приносить плоды: в последние дни напряжение немного ослабло. США уведомили Индию о том, что Пакистан дал обещание воспрепятствовать проникновению боевиков в Индию. Что касается индийского министра внутренних дел, то он заявил, что Индия даст Пакистану время на выполнение своих обещаний, и будет смотреть на конкретные результаты. Отсутствие прямого диалога между сторонами в Алма-Аты не ставит под сомнение эти декларации. Визит министра обороны США Дональда Рамсфельда и заместителя госсекретаря Ричарда Армитиджа (Richard Armitage), которые должны посетить страны в ближайшие дни, дает еще один шанс избежать войны, которой не желает ни одна из сторон.