Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Боязнь чемпионата мира

Авторитарные режимы не любят крупные спортивные мероприятия, так как на них не могут контролировать эмоции своих граждан

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие диктаторские режимы воспринимают крупные международные спортивные события совсем не так, как это делает остальной мир. Эмоции и страсти, в избытке проявляющиеся зрителями во время спортивных поединков, не могут контролироваться властями, и поэтому вызывают опасения авторитарных властей. Присутствуют также и политические мотивы. Например, в Северной Корее по телевидению показывают только фрагменты матчей, в которых команды слаборазвитых государств успешно противостоят западным империалистам, или в которых Южная Корея терпит поражение.

Тяжело быть футбольным болельщиком в самом репрессивном государстве на свете. В то время как миллионы человек в дальних странах прилипли к экранам телевизоров, жадно ловя каждый момент чемпионата мира, жители Северной Кореи должны довольствоваться редкими отредактированными эпизодами отдельных матчей, несмотря на то, что некоторые из этих игр проходят по соседству, в Южной Корее.

Одно из самых неожиданных поражений в истории чемпионатов, проигрыш являющейся чемпионом мира сборной Франции команде-новичку из Сенегала, заслужило всего лишь часовое освещение на телевидении Северной Кореи, хотя и произошло всего в 35-и милях от Сеула (одна сухопутная миля = 1609 метров - прим. пер.). Вслед за этим последовал второй период матча, в котором Камерун умудрился сыграть вничью с Ирландией. Эти два матча были единственными, которые были показаны по пхеньянскому телевидению. Также были показаны отдельные яркие моменты более ранней товарищеской игры, в которой Франция одержала победу над сборной Южной Кореи. В остальном телевидение Северной Кореи полностью проигнорировало турнир, представляющий огромный интерес для всего мира, предпочтя посвятить эфирное время показу бесконечных, судя по всему, деянияй Ким Чен Ира (Kim Jong Il).

Не трудно понять принцип, по которому происходит освещение матчей. Игры с участием мужественных африканских стран, стоящих на своем в футбольных баталиях с западными империалистами, несомненно заслуживают короткого освещения, как, впрочем, и все другие, показывающие поражения Южной Кореи.

К несчастью для ущербного пхеньянского режима, футбол не совсем подходит к его идеологии. Неизвестные команды могут побеждать, и они действительно иногда выигрывают, как доказал не только Сенегал, но и сама Северная Корея, когда она нанесла поражение сборной Италии в матче за выход в четвертьфинал в 1966 году. Все это является элементом непредсказуемости игры, непредсказуемости, которая внушает страх диктаторским режимам по всему миру, чья репрессивная власть держится на абсолютном контроле над происходящими событиями.

Именно это является причиной признаков нервозности, возникшей у пекинского руководства по поводу поражения Китая от команды Коста-Рики во вчерашнем матче. Несомненно опасаясь, что горечь поражения может приобрести политический оттенок, так как игра совпала с тринадцатилетием расстрела демонстрации на площади Тянаньмынь, власти внимательно наблюдали за пекинскими студентами, смотрящими игру по телевидению. Им также удалось получить заверения, что южнокорейская полиция не позволит демонстрантам размахивать любыми флагами во время матча.

Для некоторых авторитарных режимов поражение является слишком неподходящим событием, чтобы его можно было хотя бы просто признать. Военные руководители Бирмы постоянно подвергали цензуре репортажи о матчах, проигранных национальной сборной этой страны, а два года назад государственное телевидение ненадолго отключилось от эфира после разгромного поражения со счетом 5:0 от команды Индонезии. Сообщается, что Северная Корея отреагировала на проигрыш своей сборной в отборочном турнире чемпионата мира 1994 года команде Южной Кореи, отправив большинство игроков на угольные шахты. Эта информация появилась в южнокорейской прессе после побега бывшего тренера сборной Северной Кореи.

В связи с этим не удивительно, что Пхеньян отклонил неоднократные предложения провести некоторые матчи чемпионата этого года, в которых принимают участие команды южной Кореи и Японии. Национальная сборная Северной Кореи больше не в состоянии бороться на мировой арене, так как испытывает такую нехватку денег, что ей даже не хватает средств для покупки обуви для тренировок, сообщает чиновник Международной федерации футбола, посетивший Пхеньян в прошлом году. Проведение спортивных мероприятий такого высокого уровня также влечет за собой открытие общества вниманию иностранных наблюдателей, что заставляет диктаторские режимы проявлять осторожность.

Это не является невыполнимой задачей. Москва принимала Олимпийские игры 1980 года, когда еще существовал Советский Союз. Коммунистическое руководство Китая уверено, что Пекин сможет сделать тоже самое в 2006 году, без создания угрозы своей власти. Успех в виде завоевания права принимать Олимпиаду 2006 года и отборочные матчи чемпионата мира направил, вероятно, энергию общественности на спортивные арены, подальше от более опасных политических проявлений национальной гордости.

Однако этот хрупкий баланс может нарушиться задолго до 2006 года, особенно если вчерашнее поражение китайской команды окажется не последним. В то время, как спорт может быть использован авторитарными режимами для укрепления своей легитимности, он также может представлять собой серьезную угрозу. Власти могут контролировать отдельных спортсменов или даже целые команды, забирая игроков из семей в молодом возрасте и накачивая их стероидами для улучшения их спортивных показателей. Однако они не могут контролировать окончательный результат игры или - что более важно - эмоции, вызываемые спортивными состязаниями у своих граждан.

Те, кто стремится выискивать лучики света в любых действиях Пхеньяна, не замедлили использовать показанные по телевидению отрывки из некоторых матчей в качестве еще одного примера якобы имеющей место либерализации, осуществляемой Ким Чен Иром. Однако действительность совершенно другая. Сохраняя дистанцию между собой и турниром, проходящим, можно сказать, за порогом, и осуществляя столь строгий контроль над показываемыми матчами, Северная Корея только продемонстрировала, насколько диктаторы боятся событий, которые позволяют людям собираться вместе и давать выход своим эмоциям, не попадающим под контроль государства.